Советский Союз рухнул. Мощнейшая империя рассыпалась на полтора десятка государств. Одновременно развалился весь социалистический лагерь. Мир стал однополярным. Бывшие социалистические страны наперегонки стали строить у себя капитализм. И это притом, что никакого военного поражения не случилось. Плановая экономика не выдержала конкуренцию с рыночной?
Советская экономика оставалась сама по себе более чем конкурентоспособной. Развитие информационных технологий позволяло в дальнейшем на порядок повысить качество планирования, а, следовательно – эффективность экономики. Очень мешала не слишком оптимальная структура государственной власти, которую начал реформировать ещё И.В.Сталин, но его остановила смерть. После 1953 года в стране стали нарастать проблемы, но все они были решаемыми, не требующими слома станового хребта советской экономики, а связаны они были с безграмотным администрированием.
СССР погубило предательство правящей элиты. Но почему произошло это предательство? Почему народ не встал на защиту идеалов социализма?
Если называть вещи своими именами, СССР проиграл Западу холодную войну. Но не в военном противостоянии, не в экономическом. Он проиграл войну информационную. И это был тот самый случай, когда силу победила подлость.
СССР был альтернативой «естественному ходу» развития человеческой цивилизации, своеобразный эксперимент в отдельно взятой стране (затем – в группе стран). Успешность этого эксперимента ставила под угрозу формирование нового мирового порядка (https://zen.yandex.ru/media/id/5f201946ade0dd53957b14f9/novyi-mirovoi-poriadok--sistema-globalnogo-parazit-5f8ae0e5a70d4515e752f4f6). Даже физическое уничтожение ядерными бомбами этого источника заразы (а ведь Советскому Союзу было чем ответить!) не устраняло эту опасность – новая альтернатива может возникнуть в другой стране. А вот признание эксперимента построения социализма неудачным самими гражданами страны вопрос альтернативы полностью снимало. СССР должен был быть разрушен изнутри.
Честная конкуренция социалистической и капиталистической форм производства привела бы к неминуемому проигрышу рыночной экономики по причине её крайней неэффективности (https://zen.yandex.ru/media/id/5f201946ade0dd53957b14f9/konvergenciia-ili-tretii-put-5f834e39b1a4d95dc0e73396). Что остаётся делать Западу? Информационная война с целью переформатирования населения и подкуп правящих элит.
Оставлю за скобками проблему перерождения правящей советской элиты – это тема отдельного разговора. Мне бы хотелось разобраться, каким образом нашим «партнёрам» удалось убедить советский народ перестать строить общество развитого социализма и возвратиться к «прелестям капитализма».
Наступление на информационном фронте шло по нескольким направлениям.
Дискредитация идеологии коммунизма и истории СССР.
Сама по себе идея построения справедливого человеческого общества, основанная на идеалах раннего христианства, для нашего народа является настолько притягательной, что очень трудно поддаётся переформатированию. С первых дней Советской власти использовался вброс, что при коммунизме не только вещи будут общие, но и женщины. Затем тактика поменялась. Стала пропагандироваться простая мысль, что идея о построении коммунизма – только предлог, циничное обоснование прихода большевиков к власти. На самом деле, цель коммунистов – создание авторитарного государства нового типа, где роль эксплуататоров играет верхушка партии. К этому же относятся стенания о «сталинских репрессиях» и кровавом «красном терроре».
Критика внешнеполитического курса СССР.
Россия всегда демонизировалась западноевропейскими государствами. Советский Союз только продолжил эту традицию. СССР – государство-агрессор, угроза безопасности мира. Именно поэтому с нами никто не дружит. Советский Союз угнетает страны социалистического лагеря. Одновременно он тратит огромные средства на своих союзников, поэтому их не хватает для своего народа.
Критика социалистического способа производства.
С момента начала перестройки была произведена новая информационная атака. Нам стали внушать основной либеральный постулат: плановая экономика – неэффективная. Дефицит товаров в ней заложен изначально. Только свободный рынок (под ним подразумевался капиталистический способ производства) насыщает полки в магазинах качественным товаром.
Призыв к приобретению либеральных свобод.
Основной темой западной пропаганды было отсутствие в СССР основ демократии – свободных выборов и защиты личных свобод. Население бесправно, всё решается партийной верхушкой.
Приобщение к европейским нравственным ценностям.
Нам объясняли, что советский народ не приобщён к общемировым ценностям цивилизованного общества: индивидуализму, приоритету личных интересов над общественными, стремлению к личному успеху любой ценой. Духовные ценности – пустой звук, главное жизни – добиться богатства и высокого положения в обществе.
Информационная война против СССР (а до этого – России) велась всегда. Почему именно к началу 90 гг. она привела к развалу страны и к проведению губительных реформ?
Начало Великой Отечественной войны было для нашей страны не слишком удачным. Это – мягко говоря. Но советские люди тогда не поддались на изощрённую геббельсовскую пропаганду, а сплотились вокруг партии и правительства и разгромили врага. А ведь тогда ситуация была отчаянная.
Вражеская пропаганда четверть века назад сумела достигнуть своей цели только потому, что руководством страны были сделаны непростительные ошибки, которые можно признать преступлением перед народом.
Первый мощнейший удар по основам советского строя нанёс доклад Н.С.Хрущёва на ХХ съезде КПСС о «культе личности» Сталина. На могилу Вождя была высыпана гора мусора, были озвученные все гадости, выдуманные врагами страны. Человек, которого искренне любил весь советский народ, чью кончину оплакивал и стар и млад, с подачи Хрущёва оказался палачом невинных людей. Была разрушена основа основ государства: вера в руководителей и в само государство. И неизвестно, что хуже: осознать, что тебе лгали, когда призывали строить светлое будущее и восхваляли садиста и параноика, или видеть, как ничтожества мешают с грязью великого человека, перед которым недавно пресмыкались, и все молчат. Как после этого можно доверять тому, что вещают с высоких трибун?
Брешь в стене информационной защиты была пробита. А дальше пошла планомерная пропагандистская работа, которая расширяла и углубляла эту брешь.
В Советском Союзе накопилась масса нерешённых проблем. Наследники Сталина оказались не слишком способными учениками. Были совершены крупные ошибки в управлении экономикой. Вражеской пропаганде достаточно было только тыкать в них пальцем и говорить, что это – не просчёт конкретных управленцев, а свойство самой системы. Не надо бороться с конкретными недостатками, надо менять систему.
Ещё И.В.Сталин заметил опасность формирования партийно-номенклатурной касты, ставившей себя над обществом. Он достаточно эффективно боролся с этим явлением, регулярно проводя чистку партии и добиваясь персональной ответственности за порученное дело. Однако при Сталине система работала в ручном режиме. Механизм отбора и назначения на руководящую должность на самом деле лучших специалистов в полной мере создан не был. Не хватило времени. После смерти Иосифа Виссарионовича ситуация с подбором кадров резко ухудшилась. Особенно это касалось продвижения по комсомольской и партийной линии (с производством, наукой, образованием, медициной было лучше). Чтобы сделать карьеру, нужно было говорить политически грамотные слова, не веря ни в какие идеалы и понравиться начальству. Не зря в бизнес потом подались комсомольские вожди, а пропагандой рыночных реформ стали заниматься те, кто ещё недавно внедрял в массы моральный кодекс строителя коммунизма.
К середине 80 гг. в нашей стране сформировалось явление, сходное с двоемыслием, описанном Оруэллом в романе «1984»: все знали, что говорить правильно, и все понимали, что большинство в это «правильное» не верит, в первую очередь – те, кто выступают с высоких трибун.
После смерти И.В.Сталина власть сделала всё, чтобы народ перестал ей доверять. Недоверие к своим привело к излишней доверчивости к чужим. К этому прибавились хрущевские эксперименты с кукурузой, разрушение системы МТС, «реформы Косыгина-Либермана», идиотские запреты на размеры дачных домиков, налоги на плодовые деревья, удушение подсобного хозяйства и многое другое.
Недоверие и неуважение к власти – очень опасные явления. Кроме того, была избрана самая глупая тактика противодействия информационной агрессии – замалчивание существующих проблем. Вместо того, чтобы опровергать вбросы ложной информации (через всевозможные «голоса»), их просто не комментировали. Дальше эта дезинформация разносилась в качестве слухов, которым многие верили. Негативная информация накапливалась, пока у людей не стало складываться убеждение, что у нас в стране всё плохо. Приведу пример одного такого вброса, которым я стал практически свидетелем.
В советских НИИ этиловый спирт использовался в больших количествах. Нужен он был и в биологии. К сожалению, применялся он не только для проведения научных экспериментов, но и в качестве «тонизирующего напитка». Приходилось хранить спирт в сейфах, закрывать на ключ в столы, но всё равно он быстро «испарялся». Тогда некоторые научные сотрудники стали писать на ёмкости со спиртом «осторожно – яд!», это помогало. Но только на какое-то время, пока не становилось известно, что данная надпись – фальшивая. Однажды в один подмосковный НИИ привезли спиртовой раствор очень сильного вещества, применяемого для растворения клеточных стенок. На бутылях было написано предупреждение об опасной ядовитости жидкости. Однако кто-то из техников одну бутыль вынес. Мало того, что выпил сам, угостил друзей. В результате – несколько трупов. Мы, студенты, как раз проходили практику в этом НИИ спустя всего несколько дней после этой трагедии (о ней нам рассказали, чтобы мы не пытались попробовать спиртсодержащие жидкости с надписью «яд»). Каково же было наше удивление, когда об этом происшествии рассказал «Голос Америки». Цитирую по памяти: «В подмосковном городе Пущино группа советских учёных совместно приняла смертельную дозу яда в качестве протеста против авторитарного советского режима, отсутствия свободы слова и демократии». Я вполне допускаю, что люди, не владеющие информацией, могли поверить этой американской выдумке: групповое отравление-то было, а в советской прессе об этом ничего не писали.
Этот пример показывает суть используемой против СССР информационной войны. Действительные события перевираются, затем их интерпретируют таким образом, чтобы заставить людей изменить своё мировоззрение.
Ложь впрыскивалась постоянно. Не встречая противодействия, она начинала подтачивать сознание людей, как ржавчина. Человек не поверит в одно, во второе, в третье. Затем он начинает сомневаться: не может же быть ложью абсолютно всё! В полном соответствии заветам Геббельса: «Чем чудовищнее солжёшь, тем скорее тебе поверят. Рядовые люди скорее верят большой лжи, чем маленькой. Это соответствует их примитивной душе. Они знают, что в малом они и сами способны солгать, ну, а уж очень сильно солгать они постесняются. Большая ложь даже просто не придёт им в голову. Вот почему масса не может себе представить, чтобы и другие были способны на слишком уж чудовищную ложь. И даже когда им разъяснят, что дело идёт о лжи чудовищных размеров, они все ещё будут продолжать сомневаться и склонны будут считать, что, вероятно, всё-таки здесь есть доля истины…».
К середине 80 гг. наша страна потеряла способность сопротивляться в информационной войне. Пока с антисоветской критикой выступали отечественные диссиденты и зарубежные голоса, это не было так критично. Но когда их стали исподволь поддерживать представители официальных властей, удар оказался сокрушительным. Народ не доверял власти, но верил тому, что показывали по телевизору, такой вот парадокс. А по телевизору, в газетах, журналах возобновилась кампания «десталинизации» (на самом деле – очернения страны и социализма). Как будто по мановению волшебной палочки поменялась риторика политического руководства страны. Наблюдавшиеся в СССР экономические проблемы были отнесены к системным проблемам социалистического способа производства. Перестройка «доказала», что социализм нереформируем, необходимо возвращаться к капитализму. Чтобы не напугать народ, были придуманы новые термины. Капитализм – не капитализм уже вовсе, а рыночная экономика. Социализм – административно-командная система.
Очень показательно то, что других мнений в средствах массовой информации слышно не было. Не было и дискуссий. Кто-то из правящей элиты не понимал, что происходит. А кто-то сознательно уничтожал социализм.
После провальной перестройки мысль о необходимости перехода к рыночной экономике (капитализму!) уже не казалась чудовищной. Это – просто реформы. Пройдут реформы, и всем станет хорошо, все проблемы будут решены.
Если раньше можно было услышать мнения из разных окопов идеологической войны (по телевизору – одно, по «голосам» - другое), то к концу эпохи Горбачёва осталось только одно «общепринятое» мнение – либеральное. Нужны перемены, новый, «рыночный» социализм. Всё, что этому не соответствует – стоны маргиналов.
Народу дали свободу. Свобода слова – возможность говорить то, что хочешь. Но одновременно со свободой слова появилась свобода предпринимательства – возможность благодаря финансовому ресурсу затыкать «неправильные» глотки и формировать через СМИ «правильное» общественное мнение.
Телевизор стал главным инструментом переформатирования людей под потребности нового мирового порядка, для которого население должно представлять из себя тупую массу с примитивными желаниями (получение от жизни максимума удовольствия). Именно поэтому с разрушением СССР информационная война не закончилась – конечная цель достигнута ещё не была.
Интересно посмотреть, как изменились передачи, запущенные ещё в Советском Союзе. КВН из соревнования интеллекта и остроумия превратился в шоу эстрадно-развлекательного направления, на котором стали отбираться талантливые кадры для «юмористических» телевизионных программ. «Что? Где? Когда?» выродилось в одно из многочисленных шоу, в которых люди свою эрудированность конвертируют в капитал. Пропали ранее очень популярные передачи, в которых главным был коллективистский дух, игра на команду (те же «А ну-ка, девушки!», «А ну-ка, парни!»). Зато эфир заполнили все возможные конкурсы, на которых можно было в большей или меньшей мере осуществить «американскую мечту» - стать миллионером.
Вообще деньги, как единственное мерило ценностей человеческого общества, были возведены в абсолют, а их накопление стало целью и смыслом жизни. Кто имеет много денег, тот и прав. Поэтому самыми популярными профессиями в 90 гг. были признаны бандит и проститутка. Наиболее яркий пример вражеской пропаганды – сериал «Бригада» (продюсер – А.Иншаков), вышедший на телевизионный экран в 2002 г. Идеология фильма – самая либеральная. Люди имеют право хорошо жить: кататься на иномарках, носить золотые цепи, столоваться в дорогих ресторанах, отдыхать на зарубежных курортах. Вот герои фильма и зарабатывают себе на жизнь, как умеют. Бандит – вполне нормальная профессия, только более опасная. Сродни профессии разведчика или космонавта. Не получилось пойти в космонавты (жизнь так сложилась), пошли в бандиты.
Если внимательно посмотреть рекламные ролики, которые и сейчас продолжают крутить по телевизору, легко обнаружить, как через них исподволь внушаются либеральные установки – индивидуализм, отсутствие морали и нравственных ценностей: живи для себя и плевать на всех!
Разрушение нравственных ценностей советского человека осуществлялось не только с помощью телевидения. Негативная информация внедрялась через кино, через печатные СМИ, через радио. Позднее – через Интернет.
Мы должны понимать, что информационная война продолжается и сейчас. События на Украине, присоединение Крыма, введение санкций только сделали её более ожесточённой. Те, кто был рупором наших врагов, никуда не исчез. Кто-то сменил риторику, стал более осторожным. А кто-то продолжает открыто работать на врага – ведь у нас «свобода слова»!
Информационная война наносит огромный ущерб, когда не ведётся умная контрпропаганда, когда на стороне врагов выступают предатели из властных структур.
Самое сильное оружие, делающее нас неуязвимыми – правда. Нельзя бесконечно долго обманывать народ. Уже стали слышны голоса людей, пытающихся разобраться, что на самом деле происходило в Советском Союзе. На них навешивают ярлыки, называют сталинистами, необольшевиками.
Но информационная блокада уже прорвана. Народ сам уже может разобраться, кто свою жизнь положил на общее благо, а кто все свои усилия приложил к развалу страны.