Найти тему
Об аутизме изнутри

Об аутизме изнутри. По Леопольду: "Если добрый ты - то всегда легко, а когда наоборот - трудно"

К своим пяти с половиной Захарка освоил некоторые эмоции. Этот навык наряду с многими пришлось тренировать как по картинкам, так и в естественных условиях.

Еще в конце января, будучи с сыном в Федеральном ресурсном центре на консультациях психолога и дефектолога, я очень удивилась, узнав, что Захара надо учить, в том числе, и базовым эмоциям. Ну, с обучением задавать вопросы к тому времени я уже как-то свыклась, но эмоции... Что делает мальчик? Мальчику хорошо или плохо? А почему ему плохо? Да, он заболел, и ему нельзя гулять. Мальчику грустно.

В этой связи нам АВА-интенсив в Пушкине очень помог: я увидела, как нужно учить эмоциям. Голова пухла, но опыт осел.

Теперь, если я опускаю руки оттого, что ну, не тянет, а два месяца назад тянул, и тяжело вздыхаю во время занятия или лицо рукой закрываю, сын говорит: "Нет, мама, занимайся со мной! Я хочу заниматься!" - причем ощущается, что он на самом деле не хочет уходить с занятия. Захар может даже спросить приближенно к ситуации - "Мама, ты не сердишься?" или "Мама, ты не плачешь?"

Но хоть знания эмоций сын и пробует перевести в повседневную жизнь, на инициативе к общению, взаимодействию, и формировании социальных эмоций типа смущения, чувства стыда это пока не отражается. Точнее инициатива общения пробивается, но все равно заключается лишь в комментировании чужих действий: Захар смотрит, как старшая сестра уговаривает младшую спуститься с качелей и идти домой, и громко описывает увиденное. Пару дней назад сын наблюдал, как его одногруппник, собираясь домой, раскидал сандали по приемной. Зная, что мальчика зовут С., пребывая в одной группе с ним почти 1,5 года, наконец, находясь практически нос к носу в небольшом помещении, Захар не сказал: "С., чего ты раскидал сандали?", сын ограничился фразой, обращенной к своим коленкам (он надевал уличные штаны) - "Зачем мальчик раскидал сандали?"

Сейчас начинают происходить изменения в лучшую сторону в плане самоагрессии, не в смысле уменьшения ее частоты, а в смысле изменения отношения Захара к таким проявлениям. Сын понял, что злиться нехорошо, поэтому, когда он ударяется и стучит по полу, а то и по ушибленному месту ладошкой, на мой вопрос "Ты опять злишься?", торопливо и тихо отвечает "Нет, я просто постучал". Я говорю, значит, злишься. "Нет, я не хочу быть злым!" (бастиндить, гингемить, когда как), и реально видно, что это негативное состояние доставляет ему самому массу неприятных ощущений. И сам не рад, что разозлился.