Свой рассказ о Петергофском Большом Дворце я начну с небольшой предыстории.
Когда мы подошли, перед входом во дворец стояла очередь. Я хотела было встать в нее, но из разговоров поняла, что билетов у людей нет, но будет какой-то дополнительный сеанс.
Здесь же стоит табло, на котором написано расписание экскурсий (мы шли на 16:35) и предупреждение о том, что "допустимое количество человек в экскурсионной группе - 5 (включительно). Короче кроме официальных сеансов, есть еще и неофициальные.
Но вот мы внутри. В группе 15!!! человек. Экскурсия началась с просмотра 20 минутного фильма о Петре I , Петербурге с парой слов о Петергофе. После чего мы отправились гулять по залам.
Парадную лестницу мы пролетели практически бегом. Останавливаться на ней нельзя.
Освещение экономят, поэтому поднимались в полумраке. Но кое-что все же удалось увидеть.
Лестница расположена в специально пристроенном Ф.Растрелли флигеле. Ведь изначально, во времена Петра I дворец, именовавшийся Нагорными палатами, был раза в три меньше.
Поднявшись на второй этаж мы попали в Танцевальный зал, который считается одним из самых блистательных интерьеров созданных Растрелли. Правда по мне, так интерьеры Екатерининского дворца куда более блистательны. Не знаю почему, но танцевальный зал не произвел впечатления. Возможно потому, что не все люстры горели и зал встретил нас практически тем же полумраком, что и парадная лестница. В общем, света явно не хватало. Даже позолота здесь не произвела должного эффекта.
Потолок зала украшает панно "Парнас" венецианского живописца Бартоломео Т́арсия. На нем императрица Елизавета Петровна изображена в образе Юноны.
Следующий зал - Чесменский. Его главным украшением являются двенадцать полотен, выполненных немецким живописцем Я.Хаккером. На шести из них - эпизоды знаменитого Чесменского сражения, в котором русский флот во главе с графом А.Г.Орловым нанес поражение флоту Турции. Тоже как-то мрачно... Картины рассмотреть при таком освещении невозможно.
Из зала можно увидеть Голубую приемную. Название она получила по цвету штофа, которым затянуты стены. В приемной размещались секретари и камерфурьеры. Двери в глубине ведут на галерею, которая соединяет центральную часть дворца с корпусом Под Гербом.
Переходим в Тронный зал. Он является самым большим залом дворца. Его площадь составляет 330 кв.м.
Центральное место занимает тронное кресло, сделанное по заказу А.Д.Меншикова для Петра I. Оно вырезано из дуба. обито красным бархатом и позолочено. Над троном - конный портрет Екатерины II. Работа была написана специально для этого зала датским художником В.Эриксеном.
И снова мне не хватило света. Не почувствовала я торжественности зала. Хотя не спорю, красиво.
Стены украшены зеркалами, рельефами и портретами представителей Романовых. На западной стене четыре больших полотна с изображением Чесменского сражения работы английского художника Р.Петена.
Интересную вещь заметила моя дочка. Если присмотреться к паркету, то можно увидеть...
"Мама, а что тут делает значок BMW". И действительно. Сама я даже не обратила на это внимание.
Ну а мы шагаем в следующий - Аудиенц-зал. Зал очень нарядный. Но тоже с половинным освещением. Непонятно почему.
Зал, как понятно из названия предназначался для аудиенций. Второе его название - Статс-дамская. Потолок украшает плафон работы П.Балларини.
На ломберных столиках, стоящих вдоль стен - коллекция ваз и фарфоровых фигурок Мейсенской мануфактуры.
В дни, когда во дворце устраивались званые приемы, зал становился гостиной.
Самое светлое помещение дворца- Белая столовая. На столе сервиз на 30 персон, изготовленный в Англии на заводе "Этрурия" по заказу Екатерины II. Дополняет его русское и богемское стекло второй половины XVIII века.
В углах стоят две печи, облицованные белыми изразцами с рельефным рисунком.
Зал богато украшен лепным декором.
Из столовой можно заглянуть в зал, где стоит коронационное кресло Николая I .
Ну и последний зал - Картинный. Китайский кабинет мы промчались со скоростью ветра и кроме черных панно на стенах я больше ничего и не увидела.
Итак, Картинный зал. Он завершает парадную анфиладу дворца. Стены зала когда-то были украшены шпалерами и работами голландских мастеров. От петровского времени здесь сохранился лепной фриз , роспись падуги.
И плафон "История гиероглифики" работы Б.Тарсия.
Начиная 1764 года стены зала украшают работы итальянского живописца П.Ротари. В зале тоже "мрачно".
Кстати, картинный зал является центральной комнатой дворца.
Собственно на этом наша экскурсия закончилась. Остальные залы были закрыты по причине того, что "они маленькие и для больших групп закрыты".
В связи с этим у меня возник вопрос... Почему нельзя водить группы по пять ! человек, как написано при входе, и показывать все залы? Почему залы освещены наполовину?
Потому что если все делать в соответствии с постановлениями Роспотребнадзора меньше денег зарабатывается? На зарплату директору не хватит?