«Реконструкция» – это синоним слова «восстановление», так же означает «процесс обновления», «процесс воссоздания» духовной или материальной культуры, экспоната или «воспроизведение» какого-либо исторического события.
Метод реконструкции стал особенно актуален в последние годы в связи с увеличившимся интересом населения к культуре, истории и обычаям своих предков, широко применяется в сфере туризма и наиболее популярен для передачи исторических знаний подрастающему поколению. Сопоставление и анализ данных археологии, изобразительных, письменных источников, научных трудов и экспериментальной проверки на функциональность, позволяет максимально объективно воссоздать утраченный объект с максимальной степенью соответствия с историческим прототипом. По сути, этот метод – это «живая история» – формат исторической реконструкции, где главным условием является максимально полное и достоверное воссоздание культурных событий, периодов, образа жизни людей какой-либо местности в определенный исторический период, воссоздание древних технологий, материалов, знаний и умений.
Обычно такого рода мероприятия проходят в форме фестивалей или в виде «живых» музеев, музеев «под открытым небом», где каждый желающий может максимально погрузиться в историю, попробовать ее воссоздать самому.
При воссоздании образцов, реконструктор должен основываться на исторических источниках. Историческими источниками является все то, что непосредственно отражает исторический процесс и предоставляет возможность изучать прошлое человеческого общества, другими словами, это все то, что создано ранее человечеством и дошло до наших дней в виде различных предметов материальной культуры. Это могут быть различные вещественные источники, изобразительные источники (иллюстрации, фотографии, графически реконструкции), которые дают подробную информацию о внешнем виде предмета той эпохи, письменные источники, этнографические источники, лингвистические источники. Полученные данные всегда необходимо сопоставлять со всей доступной информацией.
Воссоздание исторического предмета – это сложный и трудоемкий процесс, требующий от реконструктора знаний в различных областях: материаловедение, конструирование, множественные технологии изготовления, умения грамотно работать с многочисленным инструментарием. Кроме этого, реконструктор должен уметь анализировать и сопоставлять знания по различным отраслям, для достижения наилучшего результата в своей деятельности.
На фотографиях к заметке показаны реконструкции предметов материальной культуры, выполненные сотрудниками БУ ХМАО-Югры «Центр народных художественных промыслов и ремесел»
Источники:
1. Словари и энциклопедии на Академике. https://dic.academic.ru/dic.nsf/stroitel/4277
2. Е. В. Кумпан, А. И. Камалетдинова. Статья «Реконструкция, как основной метод воссоздания исторического национального костюма», УДК 678. file:///D:/1.%20ЦНХПиР%20ХМАО-Югры/1.%20НИ%20Проект/Реконструкция%20как%20метод%20создания%20костюма.pdf
3. Д.Ф. Файзуллина, Россия, Казань, Государственный университет культуры и искусств «Археологический костюм в музейном пространстве: реконструкция и способы репрезентации» http://ethnography.omskreg.ru/res/page000000001362/Files/2.pdf
4. Овечкина О. «Роль историко-реконструкторского движения в развитии событийного и культурно-познавательного туризма». file:///D:/1.%20ЦНХПиР%20ХМАО-Югры/1.%20НИ%20Проект/Роль%20реконструкторского%20движния.pdf