Найти тему
Искатель картинок SM

Почему люди плачут перед картинами Павла Рыженко? Об этом мне рассказал сам художник

В 2014 году умер уникальный русский художник Павел Рыженко, создававший настоящие шедевры в жанре исторического реализма. Почему я уверен, что шедевры? Потому что перед этими картинами посетители его выставок часто плачут. А вот из-за чего это происходит, мне повезло спросить в свое время у мастера лично.

Всем привет! Спасибо, что посетили «Искателя картинок SM»!

Вживую и один на один пообщаться с Павлом Рыженко мне удалось за три года до его кончины, в 2011 году, на его персональной выставке в родной для него Калуге.

Буквально за полчаса-час до ее открытия удалось побеседовать с мастером, задав ему самые интересовавшие меня вопросы.

В разговоре Павел Рыженко оказался человеком спокойным, рассудительным, а главное, искренним, т.е. отвечавшим не сухо, казенно, для галочки, а действительно обдумывая и вопрос, и свой ответ на него.

-2

В частности, я спросил его тогда, откуда он берет темы для своих работ, на что он ответил следующее:

– Моя работа – это очень сложный процесс. Он связан и с наитием, и с продуманным, и с прочитанным, и с пережитым. Некоторые темы я обдумываю, действительно, очень долго. Есть темы, которые я обдумываю больше 10 лет, есть такие, на которые я решаюсь сразу. Думаю, так происходит у всех, кто серьезно занимается такой режиссерской работой на холсте. Обычно, работаешь мысленно над несколькими сюжетами одновременно. Любая тема, как хорошее вино – должна вызреть. Бывает и так, что тема для тебя подходит, но интуиция подсказывает, что ты еще не готов для этой работы. Очень важно почувствовать, когда нужно писать ту или иную картину. Это как рождение ребенка – он не должен родиться раньше или позже положенного срока.

-3

Еще один мой вопрос касался того, как мастер подходит к написанию исторических персонажей, от которых, подчас, не осталось даже фотографий.

Благословение Сергия (фрагмент – Димитрий Донской)
Благословение Сергия (фрагмент – Димитрий Донской)

– Изучаю, анализирую уже существующие изображения. Например, изображений преподобного Серафима Саровского много, и везде он изображен по-разному, но общие характерные черты всегда присутствуют. Есть парсуны Алексея Михайловича Тишайшего, есть фотографии святого государя Николая Александровича. Известны и летописные описания – Димитрия Донского о том, что он был «волосом черен и дебел телом», то есть был полным, могучим мужчиной. Исходя из всего этого, я и пишу тот или иной образ. Без такого подхода работа невозможна. Необходимо обязательно изучать эпоху, изучать костюм того времени. Художнику, который работает с исторической темой, надо быть профессиональным историком, иначе она будет недостоверна. Причем, важно не просто передать детали костюма, чтобы не создалось ощущение просто ряженого человека, нужно передать дух времени.

Веночек - Триптих, часть 2
Веночек - Триптих, часть 2

Особенно мне понравилось его дополнение о том, как, например, надо в принципе писать портреты князей:

– Если взять Средневековье – Александра Невского или Димитрия Донского, тут необходимо представлять ту степень потертости, бывалости, окровавленности и неновости всего того, что окружало этих людей. Надо понимать степень тяжести их труда, их креста, их немыслимое напряжение воли, духа. Эта энергия должна идти от холста. Ее не придумаешь и не сочинишь, ее необходимо чувствовать. Если ты ее не чувствуешь – тогда лучше за работу не браться.

Благословение Сергия
Благословение Сергия

И действительно, глядя на работы, на лица, созданные художником, понимаешь, что он абсолютно прав.

Ну, а что же там про плач? Об этой довольно частой реакции зрителей на работы Павла Рыженко мы поговорили, когда я задал вопрос о том, как ему удается передать такие живые взгляды героев его полотен. Вот, что тогда ответил мне художник:

Калка
Калка

– Не знаю. Если Вас это задевает, значит – удалось, а, если не задевает, значит, это не вышло. Зацепить зрителя только взглядом – я такой цели и не ставлю. Просто, когда я пишу того или иного героя, я думаю: как бы он на меня смотрел? Например, государь Николай Александрович, как бы посмотрел на меня – прожженного циника, запутавшегося в этой жизни? И вот, он, проливший лично за меня свою кровь, и его ребенок маленький – цесаревич Алексей, и его дочери, и его супруга… Вот они смотрят на меня. И смотрят любя, не осуждая, не ненавидя, а скорбя обо мне. Вот это я чувствую сам и это изображаю. Но какие они, и как они смотрят на нас в реальности? Наверное, что-то удается передать. Какой-то отблеск истины. Если бы этого не было, люди бы на это никак не реагировали. А посетители моих выставок иногда плачут...

Прощание с конвоем
Прощание с конвоем

Была еще интересна и реакция молодежи на работы Павла Рыженко, на что он мне сказал следующее:

– Молодежь реагирует так же, как и пожилые люди. Почему так происходит? Потому что этот стиль живописи – исторический реализм – это своего рода речь – обычная, простая, доходчивая. Понятно – что изображено. Понятно – кто главный персонаж, а кто – подчиненный. Все эти нюансы ясны. Поэтому, пришедшему на выставку человеку, понятно, что это – Димитрий Донской, а это – Николай II. А вот дальше зритель уже «подключает» свою душу: оценивает – близко ему или нет, то, что он видит на картине. О чем думает этот изображенный человек? А о чем думаю я? Эта цепь дум и переживаний рождается почти у каждого зрителя. Большая часть посетителей, после первого просмотра, на выставку приходит еще и еще, но бывает, люди не возвращаются. Потому что изображенное на картинах их мучает, обличает. Откуда я это знаю? Этим наполнены книги отзывов.

Ипатьевский дом. Расстрел
Ипатьевский дом. Расстрел

– А молодежь в моей душе и творчестве занимает огромное место. По большому счету, все, что я делаю, я посвящаю молодому поколению. Ведь, известно, что, не зная прошлого, мы не сможем построить будущее. Я стараюсь знакомить людей с прошлым, чтобы у моей страны, у России, было достойное будущее.

Невская битва
Невская битва

Вот такой удивительный, даровитый мастер покинул нас относительно недавно. Хотя, почему покинул? Он жив, пока люди видят его картины.

А то что он мастер доказал еще один момент на той выставке – посмотреть его работы в Калугу приехал сам Пьер Карден...

-11

Всем спасибо за просмотр и живую реакцию! Подписывайтесь на канал!!! Комментируйте и ставьте лайки! Будет интересно!