В 2014 году умер уникальный русский художник Павел Рыженко, создававший настоящие шедевры в жанре исторического реализма. Почему я уверен, что шедевры? Потому что перед этими картинами посетители его выставок часто плачут. А вот из-за чего это происходит, мне повезло спросить в свое время у мастера лично.
Всем привет! Спасибо, что посетили «Искателя картинок SM»!
Вживую и один на один пообщаться с Павлом Рыженко мне удалось за три года до его кончины, в 2011 году, на его персональной выставке в родной для него Калуге.
Буквально за полчаса-час до ее открытия удалось побеседовать с мастером, задав ему самые интересовавшие меня вопросы.
В разговоре Павел Рыженко оказался человеком спокойным, рассудительным, а главное, искренним, т.е. отвечавшим не сухо, казенно, для галочки, а действительно обдумывая и вопрос, и свой ответ на него.
В частности, я спросил его тогда, откуда он берет темы для своих работ, на что он ответил следующее:
– Моя работа – это очень сложный процесс. Он связан и с наитием, и с продуманным, и с прочитанным, и с пережитым. Некоторые темы я обдумываю, действительно, очень долго. Есть темы, которые я обдумываю больше 10 лет, есть такие, на которые я решаюсь сразу. Думаю, так происходит у всех, кто серьезно занимается такой режиссерской работой на холсте. Обычно, работаешь мысленно над несколькими сюжетами одновременно. Любая тема, как хорошее вино – должна вызреть. Бывает и так, что тема для тебя подходит, но интуиция подсказывает, что ты еще не готов для этой работы. Очень важно почувствовать, когда нужно писать ту или иную картину. Это как рождение ребенка – он не должен родиться раньше или позже положенного срока.
Еще один мой вопрос касался того, как мастер подходит к написанию исторических персонажей, от которых, подчас, не осталось даже фотографий.
– Изучаю, анализирую уже существующие изображения. Например, изображений преподобного Серафима Саровского много, и везде он изображен по-разному, но общие характерные черты всегда присутствуют. Есть парсуны Алексея Михайловича Тишайшего, есть фотографии святого государя Николая Александровича. Известны и летописные описания – Димитрия Донского о том, что он был «волосом черен и дебел телом», то есть был полным, могучим мужчиной. Исходя из всего этого, я и пишу тот или иной образ. Без такого подхода работа невозможна. Необходимо обязательно изучать эпоху, изучать костюм того времени. Художнику, который работает с исторической темой, надо быть профессиональным историком, иначе она будет недостоверна. Причем, важно не просто передать детали костюма, чтобы не создалось ощущение просто ряженого человека, нужно передать дух времени.
Особенно мне понравилось его дополнение о том, как, например, надо в принципе писать портреты князей:
– Если взять Средневековье – Александра Невского или Димитрия Донского, тут необходимо представлять ту степень потертости, бывалости, окровавленности и неновости всего того, что окружало этих людей. Надо понимать степень тяжести их труда, их креста, их немыслимое напряжение воли, духа. Эта энергия должна идти от холста. Ее не придумаешь и не сочинишь, ее необходимо чувствовать. Если ты ее не чувствуешь – тогда лучше за работу не браться.
И действительно, глядя на работы, на лица, созданные художником, понимаешь, что он абсолютно прав.
Ну, а что же там про плач? Об этой довольно частой реакции зрителей на работы Павла Рыженко мы поговорили, когда я задал вопрос о том, как ему удается передать такие живые взгляды героев его полотен. Вот, что тогда ответил мне художник:
– Не знаю. Если Вас это задевает, значит – удалось, а, если не задевает, значит, это не вышло. Зацепить зрителя только взглядом – я такой цели и не ставлю. Просто, когда я пишу того или иного героя, я думаю: как бы он на меня смотрел? Например, государь Николай Александрович, как бы посмотрел на меня – прожженного циника, запутавшегося в этой жизни? И вот, он, проливший лично за меня свою кровь, и его ребенок маленький – цесаревич Алексей, и его дочери, и его супруга… Вот они смотрят на меня. И смотрят любя, не осуждая, не ненавидя, а скорбя обо мне. Вот это я чувствую сам и это изображаю. Но какие они, и как они смотрят на нас в реальности? Наверное, что-то удается передать. Какой-то отблеск истины. Если бы этого не было, люди бы на это никак не реагировали. А посетители моих выставок иногда плачут...
Была еще интересна и реакция молодежи на работы Павла Рыженко, на что он мне сказал следующее:
– Молодежь реагирует так же, как и пожилые люди. Почему так происходит? Потому что этот стиль живописи – исторический реализм – это своего рода речь – обычная, простая, доходчивая. Понятно – что изображено. Понятно – кто главный персонаж, а кто – подчиненный. Все эти нюансы ясны. Поэтому, пришедшему на выставку человеку, понятно, что это – Димитрий Донской, а это – Николай II. А вот дальше зритель уже «подключает» свою душу: оценивает – близко ему или нет, то, что он видит на картине. О чем думает этот изображенный человек? А о чем думаю я? Эта цепь дум и переживаний рождается почти у каждого зрителя. Большая часть посетителей, после первого просмотра, на выставку приходит еще и еще, но бывает, люди не возвращаются. Потому что изображенное на картинах их мучает, обличает. Откуда я это знаю? Этим наполнены книги отзывов.
– А молодежь в моей душе и творчестве занимает огромное место. По большому счету, все, что я делаю, я посвящаю молодому поколению. Ведь, известно, что, не зная прошлого, мы не сможем построить будущее. Я стараюсь знакомить людей с прошлым, чтобы у моей страны, у России, было достойное будущее.
Вот такой удивительный, даровитый мастер покинул нас относительно недавно. Хотя, почему покинул? Он жив, пока люди видят его картины.
А то что он мастер доказал еще один момент на той выставке – посмотреть его работы в Калугу приехал сам Пьер Карден...
Всем спасибо за просмотр и живую реакцию! Подписывайтесь на канал!!! Комментируйте и ставьте лайки! Будет интересно!