581 подписчик

Как я учу деток математике. Часть 5. Учимся вычислениям в пределах 20

9,5K прочитали

Важно не перемешивать сразу все примеры, которые подходят к диапазону 0-20. Самое сложное для деток - это переход через десяток. Поэтому его не трогаем, закладываем для него прочную базу. Всё выполняем с наглядностями: счетными палочками, закрашенными квадратиками, магнитами, кружочками из счётного пенала и т.п.

Важно не перемешивать сразу все примеры, которые подходят к диапазону 0-20. Самое сложное для деток- это переход через десяток. Поэтому его не трогаем, закладываем для него прочную базу.

  1. Сложение и вычитание в пределах от 10 до 20 (12+3; 18-7; 14+6; 20-2)
  2. Прибавление единиц к 10 и наоборот (10+4 или 4+10)
  3. Вычитание всех единиц и вычитание 10 (17-7 и 17-10; 20-10)
  4. Только теперь сложение с переходом через десяток
  5. Вычитание в переходом через десяток

Если у вас уже крепкие навыки сложения и вычитания в пределах от 0 до 10, то пункт 1 будет лёгким. Пару занятий с наглядностями, и ваш ребенок легко складывает и вычитает единицы от 10 до 20 (14+5; 13+7; 17-2; 20-1). Самое сложное на этом этапе- это защищать от родственников, которые говорят "это легко, ты ж уже знаешь число 20; значит, должен решить 8+5!" И им непонятно, почему ребёнок не решает. А ведь это переход через десяток. Ребёнок ещё не освоился в новом диапазоне и не знает, как решать такие примеры. Ребёнок попадает в ситуацию неуспеха и начинает думать, что он неумный.

Важно не перемешивать сразу все примеры, которые подходят к диапазону 0-20. Самое сложное для деток- это переход через десяток. Поэтому его не трогаем, закладываем для него прочную базу.-2

С тем, чтобы научить ребенка второму и третьему пункту, обычно, трудностей у родителей нет. Главное, опять таки, делать это с наглядностями. Чтобы ребенок работал, брал палочки, рисовал квадратики, считал- перечитывал столько, сколько ему надо.

Подробнее расскажу про переход через десяток. Это те примеры, где при сложении единиц (7 единиц и 4 единицы, например) в ответе получается больше, чем 10. Или при вычитании из чисел от 11 до 18 получается меньше, чем 10 (18-9). Современные многие программы меня очень удивляют. Во многих нету никакой структуры, порядка нету. Все примеры перемешаны, ничего не объяснено... И надписи: "запомни!"... Эээ... В смысле, "запомни"? А может ребенку просто объяснить?

Важно не перемешивать сразу все примеры, которые подходят к диапазону 0-20. Самое сложное для деток- это переход через десяток. Поэтому его не трогаем, закладываем для него прочную базу.-3

Для того, чтобы грамотно объяснить ребенку, как считать примеры типа 8+4, нужно действовать по порядку. И порядок такой. Проверить знания состава числа: 7 это 4 и... (3- говорит ребёнок). Поиграйте с ним. Положите 10 любых предметов. Счётные палочки, карандаши подойдут. Берём несколько предметов в руку, чтобы ребенок видел, пересчитываем.

У меня 4 карандаша.

Теперь несколько убираем быстро за спину без счёта.

Осталось 2. Сколько я убрала?

Пусть ребенок тоже вам загадывает такие задачки. Это помогает выучить легко состав числа.

Для того, чтобы легче "войти" в тему перехода через десяток, будем прибавлять к тому числу, которое ближе всего к 10. Чтобы разница была минимальна. То есть прибавлять будем к 9.

Чтобы посчитать пример 9+5 (кладём 9 предметов одного цвета и 5 другого цвета), нужно сначала прибавить так, чтобы получилось 10. 9+ сколько =10? (Здесь можно записать пример 9+...=10 и попросить заполнить пробел)

Берём от 5 предметов один и перекладываем его к девяти. Мы к 9 прибавили 1, а нужно было прибавить 5. Сколько ещё осталось прибавить? Четыре. 10+4 будет сколько? Прибавляем реальные предметы. И так много раз, именно к 9 прибавляем и проговариваем вслух всё, что делаем. И да, всё делаем с предметами. Чтобы у ребенка был опыт реального складывания.

На следующих занятиях прибавляем к 8, затем к 7, к 6, к 5, к 4, к 3, к 2. Когда будете учиться прибавлять к 6 или к 5, ребёнок уже, скорее всего, начнёт сам рассказывать что делаем и как. Вот теперь можете постепенно разрешать не пользоваться наглядностями. Внимательно наблюдайте, если ребенку сложно, сразу возвращаемся к наглядностям. Я своим детям разрешаю пользоваться своими пальцами. Всё равно к пятому классу они перестанут точно! Зато это такая наглядность, которая всегда при них! Детки реально лучше начинают понимать. И со временем сами отказываются от счета на пальцах. И навыки у таких детей прочнее.

И последнее: вычитание с переходом через десяток. Снова вычитаем с самого близкого к 10 числа. Это 11. Чтобы посчитать пример 11-5, сначала отнимаем до 10. Сколько нужно отнять от 11, чтобы получить 10? (11-...=10?) Один. Отнимаем 11-1, получаем 10. Мы отняли один, а надо было 5. Сколько ещё нужно отнять? Ещё нужно отнять 4. Отнимаем (10-4), получаем ответ. Далее отнимаем от 12, от 13, 14, 15, 16, 17 и 18. Не спешим. На каждое число минимум одно занятие. А лучше смотреть по ребенку.

Проверяем прочность знаний ребенка, и всё, первый класс по вычислительным навыкам окончен! Очень важно, чтобы этот фундамент был прочным!

Успехов!

Список статей по математике:

Часть 1. Как я начинаю учить деток математике.

Часть 2. Знакомство с первым десятком.

Часть 3. Вычисления в пределах 10.

Часть 4. Числа второго десятка (от 10 до 20).

Часть 5. Вычисления в пределах 20.