Мы часто публикуем истории военных действий, которые имели место в той или иной военной точке. Это мог быть Афганистан, Чечня, Сирия или даже вовсе Ангола. Материал об африканской операции у нас на подходе.
В комментариях часто бывает, что люди пишут: не могло быть такого. Все истории берутся либо из первых уст, либо из воспоминаний сослуживцев или коллег, которые работали корреспондентами в те годы. Например, истории про видики и пять дней Панджшера нам рассказал прапорщик, который служил в Герате. Сам он там не был, на операции. Но встречался непосредственно с участниками. В этой истории постараемся указать несколько фамилий. Возможно, кто-то найдет факты или подтверждение. Сегодняшний эпизод из второй чеченской кампании. А именно — освобождение села Комсомольское, в котором принял участие наш собеседник.
Каждый дом — крепость, было сложно
Рассказал нам эту историю Сергей Савкин. Я не из тех, кто рвался в армию. Более того, на тот момент я косил по сотрясению мозга: хотел с младшими двумя товарищами уйти вместе, через полгода. Но мы как-то увели у соседа, городского парня, мотоцикл со двора, и разбили его. Заявление он не подал. Но отец сказал: надоел уже, или в армию иди, или на зону, чтоб я тебя не видел дома. Тем более, это было не в первый раз. Вот и пошел я на перекомиссию, и в армию. Я хоть и бандюковатый был, но не пил и спортом занимался. Определили во внутренние войска. Говорят, отслужишь, пойдешь в свое село участковым (смешно). Оказался к февралю в Чечне на достаточно сложном участке недалеко от Урус-Мартана. Там орудовал командир Гелаев, и чуть ли не каждый день шли бои. В итоге подтянули нас к селу Комсомольское, но в боях мы не участвовали, пока что.
Впереди тайфуновцы шли, парни из Питера (спецназ), которые тут ранее уже шороху наделали. И еще какие-то ребята из спецназа, ростовчане вроде бы. Там постоянно какие-то сводные подразделения были, не упомню. Мы, когда подошли, так и не поняли: зачем командование туда пустило людей без огневой поддержки. Парни там сами, по сути, село брали без артиллерии и авиации, чуть ли не голыми руками. Командование сказало, это чтобы мирных жителей не тронуть. Так, не было там мирных жителей, о ком они вообще там заботились, непонятно. Был их лагерь рядом, но не в селе, метрах в 400 от него. Генерал Фоменко сразу сказал нашему командиру: надо было бить сразу артиллерией, нет там мирных. В общем, когда мы подошли, шел уже 9-й день боев за Комсомольское. От села уже места живого не осталось. Мы думали, что все основное уже закончилось, почистим, и все. Но не тут-то было.
Генералы по очереди докладывали, что село освобождено, а мы попали под такой обстрел, что голову из окопа поднять нет возможности. Из чеченского окопа, который мы заняли на зачистке, вылезти пять часов не могли. Наш комвзвод орет по рации, что это не зачистка, что нужно продолжать войсковую операцию, тут боевиков еще большие группы остались. А ему в ответ, мол, не паникуй, а то отдадим под суд. Нет там уже почти никого, спецназ уже прошел, зачищайте. А мы с Лехой Науменко лежим и тихонько кирпичи у головы выкладываем, хоть какая-то защита. Благо, наш старлей был человек не из эмоциональных (та и историю с командиром ижевского спецназа нам уже рассказали). Собрал аккуратно ночью сведения, провел разведку и доложил конкретно: столько-то человек там, столько — там, а тут 6-7 снайперов. Только тогда командование, скрепя зубами, согласилось с доводами. И опять туда погнали танки, «Шилки» и артиллерия заработала. Выбивали дом за домом еще дней 5-6. А они уже доложили, что село взято, ага, как же. Там еще более 300 человек засело, как потом оказалось.
Кстати, насчет спецназа ижевского. Сидел там парень, рыдал, сжимал фуражку в кулак. И в глаза генералам да полковникам орал, что он их сам лично порежет на куски за командира. Говорит, в Москву приеду, закопаю вас там всех в Кремле вашем. А те ему трибуналом грозились. Их потом в резерв увели, парней этих без командира. За них вступился Николаич из Питера командир, классный мужик.
Но интересно было и другое. Как же работала «прекрасно» наша ФСБ и разведчики, если такого заметить в Комсомольском не смогли? Мы просто недоумевали. Каждый дом оказался настоящей крепостью. Каждый подвал — ДОТ с пулеметами и гранатометами, цинков с патронами на армию хватит. То есть, это все готовилось очень долго: три, четыре месяца, полгода? И никто об этом не знал? Что-то очень сомневаемся. Разведданных у нас не было вообще. Была информация о 30-ти боевиках, которые проникли в село и все. Причем, стоит отметить, что треть боевиков просто попыталась сбежать, треть в плен сдались. Если бы они оказались совсем немного похрабрее, то неизвестно, сколько недель или месяцев тут бы бои шли. И главное, сколько мы бы людей потеряли.