Путь на острова – на своем автомобиле из Минска в Эстонию.
Эта поездка состоялась «вопреки» — а именно вопреки рекламному предложению, присланному мне национальным парком «Браславские озера» незадолго до Нового года. За 1279 руб. (на двоих) я мог приобрести возможность встретить Новый год и «потусить» до 2-го января на Браславах (в стоимость входит проживание, питание, банкет, а вот экскурсии, баня и бассейн за отдельную плату). Цена показалась мне настолько неадекватной, что я, разозлившись, начал мониторить возможности более интересного и недорогого времяпрепровождения в точках, достижимых на автомобиле в течение одного светового дня. Многие локации мною уже были освоены: почти домашний Вильнюс, а также Рига и Таллинн, Львов и Киев, польские Краков, Вроцлав и Варшава, и даже более отдаленная Прага.
В январе 2017 года мы с семьей прокатились на один день в Хельсинки (паромом из Таллинна), и путь через Эстонию, да и сама страна показались мне очень приятными и вполне пригодными для легкой зимней прогулки. Я стал более внимательно изучать туристические места этого замечательного региона и наткнулся на упоминание о Сааремаа – острове-курорте, острове-заповеднике. Его любят эстонцы, там часто бывают финны, россияне, этакий эстонский Друскининкай, но более интересно расположенный и омываемый моей любимой Балтикой (не пивом:).
Зимние праздники позволили мне выделить на путешествие четыре дня. Два из них фактически уходило на дорогу, за два полных оставшихся я рассчитывал осмотреть островные достопримечательности. Итак, составил маршрут. Расстояние – 820 км в одну сторону, путь туда и обратно через одинаковые точки.
Туда.
Выехали в 5 утра 2 января, поздний рассвет позволил увидеть во всей красе Вильнюсскую елку – в этом году она посвящена шахматам и, как всегда, роскошна.
Когда взошло солнце, мы как раз въехали в литовский Паневежис. Здесь остановились с конкретной коммерческой целью – купить продуктов для 2-дневного проживания на островах (я снял апартаменты с кухней). Местный торговый центр нами давно разведан как прекрасная точка для покупки всего необходимого. Он и на этот раз вполне обеспечил нас и готовыми вкусностями в контейнерах, и овощами-фруктами, и бутылью глинтвейна, который можно быстро разогреть в микроволновке и налить, например, в термос. Кстати, в фойе был выставлен «старший брат» нашего «Рикса» — X-ceed в нарядном золотистом цвете, цена – 19900 евро, пооблизывался…
Если у вас будет время, рекомендую по дороге две приятные точки для остановки. Первая – стоянка перед латышской Салацгривой, возле просторного пляжа, где Балтика в январе предстает во всей своей хмурой красе.Вторая точка – эстонский Пярну, уютный городок с неплохо сохранившимся старым центром. Здесь вам предложат безалкогольный «глеги» (раз вы за рулем)возле теплой печки в местном кафе, и вы заодно разомнете ноги, обойдя Красную башню 15 века.Мы же в дороге очень хотели увидеть закат над Балтикой, когда будем плыть из «материкового» Виртсу в Куйвасту, на остров Муху:
(примерно такой вариант)
Для этого после Паневежиса ехали без остановок. К порту, тем не менее, мы прибыли уже в темноте. Здесь световой день еще короче, темнеть начало уже после трех.
(вот какой «закат» мы получили)
Паром в одну сторону на двух человек и одну машину стоит 14,40 евро. 27 минут, которые вы проводите в море, местные линии обставляют максимальным комфортом.
Даже в зале ожидания можно покушать, выпить хорошего кофе, подключиться к бесплатному Wi-fi. Пассажиров выстраивают в строгой очередности. Погрузка проходит очень быстро и организованно. Зимой паромы ходят каждый час, в интернете есть расписание. Суда довольно свежие – наш «Пирет» был 2017 года постройки, вечером он просто сиял нарядными огнями. Пассажирам предлагают не только чай/кофе, но и полноценные первые/вторые блюда, несмотря на то, что плавание составляет менее получаса. Возле панорамных окон пассажирской палубы устроены комфортные сиденья, есть “sun desk” – открытая палуба. С нее мы наблюдали приближающиеся огни острова Муху.
С Муху на Сааремаа не надо переплывать – сюда по рукотворной дамбе, построенной в конце 19 века, идет прямая дорога. Ее мы также сняли при свете дня, когда осматривали рыбацкие деревни Муху, дорога весьма необычная. В камышах по обеим сторонам гнездится большое количество лебедей, они диковатые, к берегу не подплывают.
Как только мы съехали с парома, местные водители тут же продемонстрировали нам, кто самые большие «тормоза» на этом острове. В результате мы оказались в хвосте кавалькады автомобилей, двигавшихся в темноте в сторону Курессааре. Это самый крупный город острова, здесь недалеко от центра нам предстояло жить. Я забронировал номер в интересном отеле, располагающемся в настоящем деревянном эстонском доме. Цена за 3 ночи составила 115 евро. Несмотря на легкий фольклорный колорит, в апартаментах были все необходимые атрибуты цивилизации – прекрасно оснащенная кухня, интернет, регулируемое отопление и т.д. Любезный хозяин, говоривший по-русски с забавным акцентом, уже ожидал нас. После дня пути мы рухнули в наши идеально чистые постели.
На острове.
С утра, после плотного завтрака, мы начали нашу «островную жизнь». К ней основательно подготовились: надели непродуваемые куртки и удобную обувь, прихватили теплые перчатки и шапки, большой термос с чаем, бутерброды (наверняка большинство заведений в «низкий» сезон не работает). Первой нашей точкой стал маяк полуострова Сырве. К нему мы проехали более 50 км, фактически к противоположному побережью.
Это самый эффектный маяк, который мы видели на Балтике. Маяки в этой точке стояли с 17 века, этот 48-метровый красавец воздвигнут в 1960-м. Узкая закругленная коса за маяком является самой северной точкой Рижского залива. Разумеется, нам нужно было дойти до самого края косы. На узкой полоске суши мы были совершенно одни.
Главным ощущением был ураганный ветер, от него низко гудело море, быстро бежали серые тяжелые облака. Весь пейзаж был величественным и мрачноватым. Покачиваясь, крепко держась друг за друга, мы дошли до крайней точки. Спугнули компанию чаек, которым все было нипочем. Выдержали не более минуты, и, подталкиваемые в спину будто огромным воздушным кулаком, вернулись в машину. Когда отъезжали, встретили полицейский автомобиль. Возможно, местные стражи порядка хотели проследить, чтобы полоумных туристов не сдуло в море.
От Сырве мы двинулись к порту Лымала в бухте Мельдри. Это живописное место также полно Балтийского колорита, летом популярность у туристов ему обеспечивает прекрасный пляж. Из этой точки берут начало известные раллийные дороги, по которым проходит гонка Сааремаа. Я, разумеется, проехал их на допустимой в этой местности скорости, без экстрима, хотя так и тянуло разогнаться, особенно на грунтовых участках.
Отсюда мы отправились в усадьбу-музей Михкли. Летом здесь открыта экспозиция, зимой можно просто снаружи осмотреть старинные эстонские дома в основном начала 19 века. Деревянные и каменные постройки не переносились из других мест (как, например, наши Строчицы и Дудутки). В 1959 году хозяин хутора просто передал строения вместе со всем содержимым в ведение местного краеведческого музея. Причиной этому явилась Вторая Мировая Война, лишившая усадьбу всего мужского работоспособного населения.
Из усадьбы мы поехали любоваться великолепным творением природы – доломитовым клифом Панга. Этот утес является самым высоким на Сааремаа. С высоты 21.3 метра открывается роскошный вид на воды Балтики, которые здесь имеют красивый бирюзовый оттенок.
Ваши впечатления о Сааремаа будут неполными, если вы не посетите эту необычную точку. В древние времена здесь было языческое капище, сейчас на этом месте установлены солнечные часы. В летнее время тут масса активностей: по территории находящегося рядом Вийдумяэского заповедника можно добраться до соседнего острова Вильсанди (по косе, иногда немного вброд, мимо периодически подтопляемого маяка), можно устраивать пикники, также тут проходят национальные праздники и концерты. Мы долго гуляли, подъехали к самому берегу, любовались стаями лебедей, которых здесь огромное количество.
Находясь на Сааремаа, мы не могли не увидеть довольно известную местную достопримечательность – метеоритный кратер Каали. Огромный «камушек с неба» упал сюда почти 4 тыс. лет назад, образовав идеально круглое озерцо диаметром 110 метров.
«Небесное» происхождение было доказано в 1937 году, когда обломки метеорита были найдены во время геологической разведки. Только здесь мы столкнулись с экскурсионными группами. Несмотря на 100% заполненность находящегося рядом ресторана, хозяйка приготовила нам кофе и чай с местным медом. Постепенно короткий зимний день начал подходить к концу, и мы вернулись домой.
Курессааре (или Журавлиный остров).
Вернувшись с прогулки, после ужина и отдыха, мы решили пройтись по вечернему центру города. Сам Курессааре имеет довольно длинную историю (основан еще в 14 веке) за последние столетия он несколько раз менял названия. Особого внимания заслуживает Аренсбург (так раньше назывался весь город) – замок-крепость, или Епископский замок, заложенный в 13 веке. В 16 веке его неплохо «апгрейдили» датчане, добавив бастионы, крепостные валы, рвы с водой и т.д. Вид имеет внушительный, архитектура строгая и аскетичная.
К замку мы вернулись также наследующий день, чтобы погулять при свете дня по береговой линии.
Здесь есть большая прогулочная зона с парком, памятник легендарным хранителям острова – великанам Пирет и Тылю,
несколько спа-отелей, которые являются визитной карточкой и основной приманкой острова. В спа и аквапарк можно купить отдельный дневной абонемент.
Главная улица Курессааре – Лосси – пешеходная. На площади возле ратуши сияла огнями рождественская елка.
Вечером открыты ресторанчики, пабы и винотеки. Места уютные, обслуживание прекрасное, кофе вкусный. Рекомендую местный яблочный пирог, сочный и ароматный.
День второй.
На второй день мы поехали на соседний остров Муху, где находится рыбацкая деревня Когува.
День выдался солнечным и веселым, мы побродили по этнографическому музею вдоль поросших мхом каменных оград, низких домиков, полуразрушенных лодок.
Неподалеку находится страусиная ферма, зимой она закрыта для туристов. Поехали назад.
Следующим пунктом были мельницы Англа – один из самых растиражированных эстонских видов, который мы очень хотели оценить.
Недалеко от дороги, среди полей стоят пять мельниц, четыре из них – так называемые «столбовки» — чисто местная конструкция, позволяющая поворачивать мельницу целиком вручную при помощи рычага в необходимом направлении.Пятая, самая большая – «голландский» вариант, в ней поворачивается только «голова» с лопастями, ее также можно осмотреть изнутри.
Вход на территорию музея стоит для взрослых 4 евро, летом проходят мастер-классы, во время которых можно самим смолоть муку и испечь хлеб. Кроме мельниц интерес представляет выставка сельхозтехники конца 19 — начала 20 века, например, замечательный деревянный комбайн.
Обратно.
После обеда снова бродили по городу, сидели в кафе. Оценили местное пиво (продается в маленьких бутылочках), и вяленую рыбку.На следующий день первым паромом в 7:20 вернулись на сушу и двинулись домой. По дороге на паром встретили задумчивого лося, который стоял на обочине, и, к счастью, не делал попыток перейти трассу. В 11 утра прощались с морем в Салацгриве,
около четырех часов дня уже бродили по вильнюсской Икее со списком покупок от дочери. Вкусив шведских фрикаделек, двинулись к границе. Готовились к худшему, но по итогу прошли оба пункта за полтора часа.В результате мы проехали 2026 км, средний расход топлива, согласно данным бортового компьютера, составил 5.6 литра.
Дороги материковой части Прибалтики вполне хороши, хотя за Паневежисом они довольно узкие, двухполосные, почти без обочины, но с ровным покрытием. Для обгона здесь надо выходить на встречку, что требует внимательности и осмотрительности. Островная часть по качеству покрытия не хуже, но, возможно из-за близости моря, по утрам образуется слой ледяной корки.
По этой причине практически все машины острова «на шипах»., тут предпочитают полноприводные автомобили, кроссоверы, джипы и пикапы. В этой связи я был осторожен на своей «еврозиме», и выглядел довольно медленным на фоне маневров местных водителей.
Мы потратили:
Вид расхода Стоимость, Евро
Зеленая карта 30
Топливо 130
Жилье 115
Паром 28,80
Питание (с учетом кафе, 2 чел. 4 дня) 80
Билеты на осмотр достопримечательностей 8
Итого: 391.80
Поездка получилась замечательная. Все-таки, по соотношению «цена-качество-впечатления», Прибалтика, нам мой взгляд, не сопоставима с предложениями по Беларуси. Даже если добавить к нашей поездке спа и аквапарк, цена выйдет все равно бюджетной, а уровень прибалтийского сервиса и здесь будет весьма высоким. Нашим санаториям, домам отдыха и туристическим объектам еще поднимать и поднимать качество услуг и привлекательность локаций, а цены у них задраны уже сейчас. Как говорится, есть над чем работать. Тем не менее, последние годы я замечаю открытие новых кемпингов, например, на Браславских озерах, уже вполне комфортных, с возможностью бронирования через интернет. Медленно (как свойственно белорусам), но верно мы движемся в правильном направлении.
На Сааремаа стоит приехать ради свежего морского ветра, романтики и теплого эстонского уюта. Мы вернулись обновленными и отдохнувшими.
Путешествуйте с удовольствием!