В январе 2020 года на Netflix вышел новый документальный фильм "Социальная дилемма", который рассказывает нам о том, как социальные сети и транснациональные корпорации манипулируют пользователями.
Современные пользователи социальных сетей определенно знают, что всё, что они делают в Интернете, тщательно просматривается, записывается, отслеживается и измеряется, но кого это останавливает? Социальные сети настолько прочно вошли в нашу жизнь, что мало кто способен отказаться от них, ведь это приравнивается к помещению в информационный вакуум.
Документальный фильм "Социальная дилемма" не стал акцентировать на этом внимания, постаравшись рассмотреть эту проблему со других сторон.
"Если вы не платите за товар, вы и есть товар"
Последние 10 лет крупнейшие компании в Кремниевой долине продают своих пользователей. Каждый день мы пользуемся бесплатными сервисами, но не осознаем, что они предоставляют нам свои услуги только потому, что рекламодатели платят им за это деньги. Мы, наше внимание, наши интересы и просмотры - это товар.
Facebook, Instagram, YouTube конкурируют за наше внимание, создавая все новые и новые способы удерживать пользователей у экрана как можно дольше.
Уведомления, отметки на фотографиях, напоминания о выходе видео - это не способы разнообразить наше времяпрепровождение в социальных сетях, а повод лишний раз разблокировать телефон.
"Лишь две индустрии называют клиентов "юзерами": наркоторговля и программное обеспечение"
Каждый раз, когда мы видим телефон, мы хотим заглянуть в него, ведь в нем может быть что-то интересное. Создатели фильма сравнивают это с игровыми автоматами в казино, где игрок ожидает увидеть Джекпот при нажатии на ручку.
Как и любая зависимость, активное пользование социальными сетями имеет свои негативные последствия: рост тревожности, развитие депрессии, меньшая склонность к риску, самоубийства.
Ложное чувство солидарности
Пункт, которому фильм уделил наибольшее внимание - это ограниченное "поле зрения" в социальных сетях. Благодаря невероятно быстрому развитию ИИ и машинному обучению, социальные сети научились максимально точно определять то, что мы хотим увидеть и на что мы точно обратим внимание.
У пользователя, который активно пользуется социальными сетями и новостными каналами, постепенно развивается ложное чувство повсеместной солидарности, ведь все вокруг пишут то же, что и он. Но проблема в том, что алгоритмы не дают ему увидеть другую точку зрения. В таком случае людьми очень легко манипулировать, потому что они смотрят только те каналы, которые говорят им, что они правы. Это порождает следующую проблему.
Быстрое распространение fake-news
По статистике фейковые новости распространяются в 6 раз быстрее, чем подтвержденные.
Именно поэтому все чаще выявляются случаи объединения людей, убежденных в какой-либо теории заговора. Например, недавняя новость о том, что люди по всему миру стали массово сжигать вышки 5G, якобы распространяющие коронавирус.
Люди перестают верить в компромиссы, убеждаясь в мысли, что каждое мнение, даже самое радикальное, не может быть подвержено критике.
Вывод
Финансовые стимулы управляют миром. Огромные корпорации подчиняются законам рынка, стараясь заработать как можно больше.
Как пользователи, так и корпорации, должны начать строить долгосрочные планы и становиться более осознанными и гуманными.
Очень советую посмотреть этот документальный фильм, он стоит вашего внимания!