Прошло 7 лет. После службы в армии, я уже 3-й год работаю в коллективе мостостроителей. Пытаюсь разносторонне осваиваться в профессии. Но и вся городская инфраструктура не стоит на места, а развивается. Повсюду идет бурное строительство, как промышленных объектов, так и жилищно- коммунальных комплексов. Кто не помнит знаменитые «Хрущевки». А они в то время, сыграли колоссальную роль. Моему поколению это известно.
1. К концу 1960 г., в городе Киеве происходят 2+1 очень значимых события. . 1) 06 ноября была открыта первая очередь киевского метрополитена, участок Святошинско-Броварской линии, построенных в тоннеле глубоко под землей, длиной 5,2 км с 5-ю станциями: «Вокзальная»; «Университет»; «Крещатик»; «Арсенальная»; «Днепр».
Что дальше? Станция «Днепр» увидела свет, выйдя из тоннеля. Для трех вагонов поезда был построен купол- перрон и выходы из метро. Это была станция метро Днепр. С рекой ее отделяло набережное шоссе и обочины. Для стыковки с будущим мостом, как одно целое, нужно было построить, балочный мост-эстакаду, длиной порядка 59+ м., как сткрытую станцию. А пока - «Ой Днипро, Днипро, ты широк могуч, над тобой летят журавли».
2) Синхронно, в 1960 году, Киевский филиал ГПИ «Союздорпроект» , по заказу Киевского метрополитена создал проектно-сметную документацию, и в установленном порядке передал ее мостостроителям, для сооружения комплексного совмещенного двухуровневого мостового перехода через р. Днепр, и как продолжение, Русановского протока, для проезда поездов метрополитена, и движения автотранспорта в двух направлениях.
3) С этого момента, вся наша группа была направлена на стр-во моста «Метро».
К тому времени мостостроители во главе с И. Ю. Баренбоймом уже стали высококлассные специалисты, способные выполнять самые серьезные задачи. В итоге главное подразделение Мостостроя № 1, Мостоотряд 2, приступил к работе. Участие в строительстве моста Метро для меня стало главным за годы работы в коллективе мостостроителей.
Строительство этого объекта для нас не было сложным и через непродолжительное время появился результат.
Об отдельных моментах своей жизни я уже ранее бегло упоминал, но по мере движения вперед, у меня появилось желание более подробно на них остановиться. И летом и зимой, в дождь, в снег, при постоянном ветре мы работали на р. Днепр, Это было не просто и ответственно. Так что, белые воротнички, это не про нас. Данный 5-летний период, (1960-1965), думаю, не только для меня, но и для всех участников этих событий, по праву стал незабываемым.
В 1960 г. я поступил Киевский автомобильно-дорожный институт, но на вечернее обучение, Факультет имел общее название дорожный, хотя сама кафедра была серьезная: «Строительство мостов и тоннелей, в т. ч. и для метрополитена. Так что учеба была напряженная. А совмещение работы и учебы тем, кто с этим сталкивался, меня должны понимать. Но это и была моя насыщенная и интересная жизнь.
А список крупнейших гор. СССР в то время начинался: Москва, Ленинград, Киев. Это первые 3 города, миллионеры. К ним приближались Горький и Ташкент. Так что Киев был город большой, и по площади, и по населению. Правобережная часть Киева была довольно холмистая. А Печерский р-он, где располагался наш институт был самый высокий. Известно, что высота местности определяются от уровня моря-реки. А это место нашей работы.
Прямого транспорта тогда не было. И я грязный, холодный, голодный, все эти проблемы должен преодолеть. Грязным в аудиторию не зайдешь, да и с пустым желудком преодолевать сопромат, все прочее, совсем непросто. Плюс «большой» остаток времени на личную жизнь и рождение потомства И это закономерный нормальный процесс.
Через 6 лет, в 1966 году успешно защитил дипломный проект, юридически стал инженером, хотя к этому времени уже занимал подобные должности.