С Мариной мы договорились делить семейный бюджет пополам. Тут я, каюсь, слукавил - ее затраты были больше. Я покупал продукты для семьи, а она оплачивала коммунальные услуги и учебу Миши. При этом частная школа была раз в пять дороге всех затрат на оплату квартирных услуг.
Частная школа, на мой взгляд, это ни хорошо и ни плохо, но всегда дорого. Школа где учился Миша была устроена очень оригинально. Своего помещения у школы в общем-то и не было. Она снимала лишь малюсенькую комнату, в которой сидел бухгалтер и иногда наведывался директор. Учебный процесс происходил на квартирах у преподавателей. В классах было не более шести человек.
Как я уже писал, Миша сначала пошел в обычную школу. Не совсем правда обычную - школа была с архитектурным уклоном. Странно конечно - зачем Одессе так много архитекторов, да и вообще по мне, так не слишком понятно, как первоклассников отбирать для учебы в этом заведении. Какие они должны проявлять архитекторские навыки на приемном собеседовании? Пытаться из буковок составить домик или из цифр сделать орнамент? Хотя как обычно в таких случаях, как говорила Людмила Борисовна, отправляясь договариваться на счет поступления в школу, внука: “Деньги решают все”. И действительно Миша в эту школу поступил и даже в течение двух месяцев туда время от времени ходил. Но юные одноклассники-архитекторы, возможно и любили ландшафтный дизайн, но Миша им явно не понравился, поэтому мальчик регулярно являлся домой со следами этой самой нелюбви на лице. То синяк под глазом, то нос разбит. В общем не смотря на крупный “благотворительный” взнос в архитектурную школу пришлось его оттуда забрать и перевести в частную. Новая школа находилась уже не рядом с домом и туда мальчика надо было отвозить. Но повезло - во дворе еще две девочки учились в этой школе. Папа отвозил и забирал их на машине, заодно согласился брать с собой и Мишу. С домашними заданиями повезло меньше - если не делать их вместе с мальчиком, то то, что он писал в тетради получалось ужасно. Когда Марина пыталась с ним делать уроки, то через десять - пятнадцать минут приходила в ярость и колотила сына нещадно.
По своей наивности я попытался взять эту функцию на себя. Все-таки я работал учителем в школе, преподавателем в ПТУ и там дети были не сахар, но там у меня получалось, наладить контакт. Кое-какой опыт репетиторства у меня тоже был и с дочкой уроки делал. Хотя и тут я лукавлю, уроков с дочкой я почти не делал, но выработал вместо этого систему, которая позволяла ей самой учиться хорошо.
Главное в моей системе - тактика подкупа, нет не материального, а морального, но есть в системе доля принуждения и даже жестокости. Звучит странно, но сейчас я поясню на примере.
Как-то дочка получила две двойки по физике. Этот предмет она только начала изучать, было начало учебного года, техническая дисциплина дочке явно не давалась. Жена устроила дочке выволочку, с криками и пощечинами, но проблемы это не решило. Через несколько дней дочка принесла следующую двойку.
- Разберись ты, - скомандовала жена.
По форме она была неправа. Мужчину надо просить, а не приказывать. Но по сути, мне пора уже было вмешаться.
- Я ничего не понимаю в этой физике, - зло сказала дочка.
- Вот и прекрасно. Сейчас мы с ней разберемся.
- Это дурацкая наука, которая мне не будет никогда нужна.
- Я понял, - сказал я и открыл учебник в самом начале, - пот тут три формулировки выделены жирным цветом. Выучи их.
- Зачем я буду учить, если я не понимаю?
- Потому что ты получила три двойки.
- Поэтому я как обезьяна должна учить не понимая?
- Да именно потому, что ты получаешь плохие оценки и нервируешь семью.
- Значит мои знания тебе пофиг. Тебе лишь бы тебя не беспокоили.
- Когда дома скандалы я не могу нормально работать. Если я не могу работать, то всех нас ждут большие проблемы. Поэтому надо эту проблему решать.
Она фыркнула, взяла учебник и скрылась на полчаса. После этого с грехом пополам она рассказала формулировки. Я выслушал ее сбивчивый ответ и отправил учить снова. Она разревелась, но пошла. Через час формулировки были выучены. С формулами к ним, было проще, она запомнила их за двадцать минут.
- Зачем мне все это? Я все равно ничего не понимаю, - злилась дочка.
- Чтобы решать задачи.
- Какие еще задачи?
- Которые мы будем с тобой решать.
Я разобрал с ней самую простую задачу придуманную мною самим. Потом переставил числа и попросил решить ее. Она решила.
- Теперь понимаешь?
- Нет, - отрезала дочка.
- Но задачу сможешь решить?
- Смогу, но все равно я физику не понимаю.
Мы решили еще пару задач. Был вечер пятницы, мы занимались уже четыре часа и она и я сильно устали.
- Ладно, иди спать, - согласился я.
Утром я сам разбудил дочку.
- Иди завтракать, потом будем заниматься.
- Чем заниматься?
- Физикой, конечно.
- Ненавижу ее.
Я промолчал. После завтрака мы еще шесть часов занимались физикой и перерешали все задачи к тем главам, которые они учили в школе. Настало время обеда.
- Теперь понимаешь? - спросил я.
Дочка промолчала.
- После обеда, отдохнешь часик, и снова будем заниматься.
- Как? Опять? Мы же все выучили.
- Ошибаешься. Мы прошли всего три главы учебника. А физика, знаешь, какая большая?
- Но нам дальше не задавали и не объясняли.
- Я тебе объясню.
- Я не буду учить то, что нам не объясняли.
- Будешь
- Почему?
- Потому что ты получила три двойки, - не вдаваясь в лишние объяснения отрезал я.
После обеда, когда она часок отдохнула, мы прошли еще два параграфа нового материала и я ее отпустил.
В воскресное утро я снова разбудил ее.
- Чего еще? - недовольно спросила она.
- Пойдем решать задачки по новым параграфам.
- Ты с ума сошел. Мне надо и другие уроки делать.
- Ты права, мы занимаемся физикой только часик, потом делаешь другие уроки.
Дочка что-то неопределенно буркнула в ответ.
- Я должен быть уверен, что ты поняла то, что мы учили по физике. Иначе после обеда опять приступим к ней.
Дочка молчала.
- Так ты поняла, что мы с тобой учили?
- Поняла, я все поняла. Только отстань.
- Вот и отлично. Надеюсь, теперь проблем не будет.
Действительно на следующий раз она принесла пятерку по физике, а потом еще одну.
С тех пор изредка просматривая дневник и натыкаясь на тройку по какому-то предмету или на замечание. Я коварно спрашивал:
- Ну что доченька, тебе помочь? Или ты, может быть, справишься собственными силами?
- Папа, не надо мне помогать, я все сделаю сама.
- А может, мы вместе сядем и позанимаемся?
- Что как в тот раз? Нет только не это. Я исправлю.
- Я тебе верю.
Вот так на взаимном доверии у нас с ней и строилось отношение к школе. А Вы думали проблемы школьной успеваемости можно решить банальным подзатыльником? Любовь это когда ты не щадишь ни себя, ни ребенка…
Но такая тактика работала у меня с собственным ребенком.
С Мишей все было сложнее - там в процесс вмешивалась Марина и чаще всего не на моей стороне.
Мы садимся с Мишей делать уроки, раскладываем на столе тетради и учебники.
- Что тебе задано? Почему в дневнике ничего нет?
- Я не успел записать.
- Узнавай задание у девочек из нашего двора.
- Хорошо я пойду к ним домой.
- Нет, позвони по телефону и запиши.
Тут входит Марина и говорит:
- Лучше я сама позвоню и узнаю у их мамы.
- Точно, - радуется Миша, - а я пока побегу во двор поиграю.
- Нет, сиди здесь, пока не сделаешь уроки, на улицу ни ногой, - обрывает его Марина и набирает номер телефона. Через пару минут перед нами лежит листок с заданиями на завтра. Миша корявыми буквами выводит на странице месяц и число. Следующим пунктом надо написать: “Домашняя работа”. В этот момент во дворе слышны крики:
- Молоко, молоко.
Это три раза в неделю тетки из села привозят в наш двор молоко, сметану, творог из села. Так как я отвечаю за снабжение семьи едой то покупать у теток вроде моя задача.
- Ой, Саш, сходи возьми у них молоко и сметану. Вот банки висят.
- Я же уроки с Мишкой делаю. Может быть ты?
- У меня руки в муке. Сходи я пригляжу за Мишей.
Молоко - это святое, к тому же если замешкаться, то соседи все разберут так как цены у теток чуть ниже, чем на рынке, а качество далеко обгоняет магазинные продукты.
Когда через двадцать минут прихожу домой, то выполнение домашнего задания не продвинулось ни на букву а от Мишки и след простыл.
- Где Мишка?
- Не уследила. Мне тут позвонили, а он убежал гулять.
Иду искать Мишу во дворе. Двор здесь большой и найти его нелегко, тем более, что он завидев погоню старается обычно спрятаться. Привожу его домой, мою и усаживаю за стол.
- Пиши: “Домашняя работа”.
- А чем писать? Ручки нет.
Ищем ручку на столе и под столом. Ее нигде нет. Из кухни входит в комнату Марина и с недоумением смотрит на нас.
- Что вы делаете?
- Ручка пропала.
- А это я ее взяла рецепт записать.
- Так надо ж было вернуть. Нам же уроки делать надо.
- Давайте побыстрее, я тут поесть приготовила.
- Ладно.
Мишка получил ручку, но почему-то не пишет.
- Что такое? - спрашиваю я.
- В туалет хочу.
- Сильно?
- Да сильно. Если не пустишь описаюсь.
- Ладно иди.
Я напряженно жду и прислушиваюсь к звукам из коридора. Слышу звук спускаемой воды, потом голос Марины:
- Миша ты уже уроки сделал?
- Да.
- Тогда пойди ведро с мусором выброси.
Я мчусь в коридор и кричу на ходу:
- Он еще уроки не сделал. Не надо его посылать выбрасывать мусор.
- Да. А он сказал, что все сделал. Чем же вы столько времени занимались?
- Пытались начать делать, а потом ручку искали.
- А ну да...
Тут я спотыкаюсь о ведро с мусором. А где же Миша? Он опять сбежал во двор. Привожу его домой, но опять сесть за уроки не получается, - нам приготовили поесть, надо все съесть пока горячее. После еды усаживаемся за стол.
- Пиши: “Домашняя работа”.
- До-ма-ш…, - бормочет Миша, старательно выводя кривые буквы и от напряжения покусывая кончик ручки.
- Ой! Ай, ай, - вдруг вскрикивает мальчик и хватается за живот.
- Что с тобой? - с подозрением смотрю я на него.
- Живот! У меня схватило живот.
- Ты не врешь?
- Ай, как болит, - орет Мишка.
И надо же чтобы в этот момент пришли Мишины дедушка с бабушкой. Это родители бывшего мужа Марины, который пропал без вести. Они медики - с большим подозрением они относятся к стряпне Марины и привозят для Миши колбаску и паровые котлетки. Они конечно догадываются, что так Марина считает мясо вредным продуктом, то до Миши котлетки не доходят, она съедает их сама, приговаривая:
- Мой ребенок трупами убитых животных питаться не будет.\
Пока объясняем дедушке и бабушке, что ничего страшного с их внуком не делали, лишь пытались приготовить уроки. А Марина показывала тарелки доказывая, что отравиться здесь было нечем и все ели тоже самое и без последствий - Миша опять сбегает на прогулку.
На следующий день эта комедия с теми же исполнителями, но новыми сценами повторяется опять.