Найти в Дзене
Удивительные истории

Деньги могут все... Глава 6

С Мариной мы договорились делить семейный бюджет пополам. Тут я, каюсь, слукавил - ее затраты были больше. Я покупал продукты для семьи, а она оплачивала коммунальные услуги и учебу Миши. При этом частная школа была раз в пять дороге всех затрат на оплату квартирных услуг.

Частная школа, на мой взгляд, это ни хорошо и ни плохо, но всегда дорого. Школа где учился Миша была устроена очень оригинально. Своего помещения у школы в общем-то и не было. Она снимала лишь малюсенькую комнату, в которой сидел бухгалтер и иногда наведывался директор. Учебный процесс происходил на квартирах у преподавателей. В классах было не более шести человек.

Как я уже писал, Миша сначала пошел в обычную школу. Не совсем правда обычную - школа была с архитектурным уклоном. Странно конечно - зачем Одессе так много архитекторов, да и вообще по мне, так не слишком понятно, как первоклассников отбирать для учебы в этом заведении. Какие они должны проявлять архитекторские навыки на приемном собеседовании? Пытаться из буковок составить домик или из цифр сделать орнамент? Хотя как обычно в таких случаях, как говорила Людмила Борисовна, отправляясь договариваться на счет поступления в школу, внука: “Деньги решают все”. И действительно Миша в эту школу поступил и даже в течение двух месяцев туда время от времени ходил. Но юные одноклассники-архитекторы, возможно и любили ландшафтный дизайн, но Миша им явно не понравился, поэтому мальчик регулярно являлся домой со следами этой самой нелюбви на лице. То синяк под глазом, то нос разбит. В общем не смотря на крупный “благотворительный” взнос в архитектурную школу пришлось его оттуда забрать и перевести в частную. Новая школа находилась уже не рядом с домом и туда мальчика надо было отвозить. Но повезло - во дворе еще две девочки учились в этой школе. Папа отвозил и забирал их на машине, заодно согласился брать с собой и Мишу. С домашними заданиями повезло меньше - если не делать их вместе с мальчиком, то то, что он писал в тетради получалось ужасно. Когда Марина пыталась с ним делать уроки, то через десять - пятнадцать минут приходила в ярость и колотила сына нещадно.

По своей наивности я попытался взять эту функцию на себя. Все-таки я работал учителем в школе, преподавателем в ПТУ и там дети были не сахар, но там у меня получалось, наладить контакт. Кое-какой опыт репетиторства у меня тоже был и с дочкой уроки делал. Хотя и тут я лукавлю, уроков с дочкой я почти не делал, но выработал вместо этого систему, которая позволяла ей самой учиться хорошо.

Главное в моей системе - тактика подкупа, нет не материального, а морального, но есть в системе доля принуждения и даже жестокости. Звучит странно, но сейчас я поясню на примере.

Как-то дочка получила две двойки по физике. Этот предмет она только начала изучать, было начало учебного года, техническая дисциплина дочке явно не давалась. Жена устроила дочке выволочку, с криками и пощечинами, но проблемы это не решило. Через несколько дней дочка принесла следующую двойку.

- Разберись ты, - скомандовала жена.

По форме она была неправа. Мужчину надо просить, а не приказывать. Но по сути, мне пора уже было вмешаться.

- Я ничего не понимаю в этой физике, - зло сказала дочка.

- Вот и прекрасно. Сейчас мы с ней разберемся.

- Это дурацкая наука, которая мне не будет никогда нужна.

- Я понял, - сказал я и открыл учебник в самом начале, - пот тут три формулировки выделены жирным цветом. Выучи их.

- Зачем я буду учить, если я не понимаю?

- Потому что ты получила три двойки.

- Поэтому я как обезьяна должна учить не понимая?

- Да именно потому, что ты получаешь плохие оценки и нервируешь семью.

- Значит мои знания тебе пофиг. Тебе лишь бы тебя не беспокоили.

- Когда дома скандалы я не могу нормально работать. Если я не могу работать, то всех нас ждут большие проблемы. Поэтому надо эту проблему решать.

Она фыркнула, взяла учебник и скрылась на полчаса. После этого с грехом пополам она рассказала формулировки. Я выслушал ее сбивчивый ответ и отправил учить снова. Она разревелась, но пошла. Через час формулировки были выучены. С формулами к ним, было проще, она запомнила их за двадцать минут.

- Зачем мне все это? Я все равно ничего не понимаю, - злилась дочка.

- Чтобы решать задачи.

- Какие еще задачи?

- Которые мы будем с тобой решать.

Я разобрал с ней самую простую задачу придуманную мною самим. Потом переставил числа и попросил решить ее. Она решила.

- Теперь понимаешь?

- Нет, - отрезала дочка.

- Но задачу сможешь решить?

- Смогу, но все равно я физику не понимаю.

Мы решили еще пару задач. Был вечер пятницы, мы занимались уже четыре часа и она и я сильно устали.

- Ладно, иди спать, - согласился я.

Утром я сам разбудил дочку.

- Иди завтракать, потом будем заниматься.

- Чем заниматься?

- Физикой, конечно.

- Ненавижу ее.

Я промолчал. После завтрака мы еще шесть часов занимались физикой и перерешали все задачи к тем главам, которые они учили в школе. Настало время обеда.

- Теперь понимаешь? - спросил я.

Дочка промолчала.

- После обеда, отдохнешь часик, и снова будем заниматься.

- Как? Опять? Мы же все выучили.

- Ошибаешься. Мы прошли всего три главы учебника. А физика, знаешь, какая большая?

- Но нам дальше не задавали и не объясняли.

- Я тебе объясню.

- Я не буду учить то, что нам не объясняли.

- Будешь

- Почему?

- Потому что ты получила три двойки, - не вдаваясь в лишние объяснения отрезал я.

После обеда, когда она часок отдохнула, мы прошли еще два параграфа нового материала и я ее отпустил.

В воскресное утро я снова разбудил ее.

- Чего еще? - недовольно спросила она.

- Пойдем решать задачки по новым параграфам.

- Ты с ума сошел. Мне надо и другие уроки делать.

- Ты права, мы занимаемся физикой только часик, потом делаешь другие уроки.

Дочка что-то неопределенно буркнула в ответ.

- Я должен быть уверен, что ты поняла то, что мы учили по физике. Иначе после обеда опять приступим к ней.

Дочка молчала.

- Так ты поняла, что мы с тобой учили?

- Поняла, я все поняла. Только отстань.

- Вот и отлично. Надеюсь, теперь проблем не будет.

Действительно на следующий раз она принесла пятерку по физике, а потом еще одну.

С тех пор изредка просматривая дневник и натыкаясь на тройку по какому-то предмету или на замечание. Я коварно спрашивал:

- Ну что доченька, тебе помочь? Или ты, может быть, справишься собственными силами?

- Папа, не надо мне помогать, я все сделаю сама.

- А может, мы вместе сядем и позанимаемся?

- Что как в тот раз? Нет только не это. Я исправлю.

- Я тебе верю.

Вот так на взаимном доверии у нас с ней и строилось отношение к школе. А Вы думали проблемы школьной успеваемости можно решить банальным подзатыльником? Любовь это когда ты не щадишь ни себя, ни ребенка…

Но такая тактика работала у меня с собственным ребенком.

С Мишей все было сложнее - там в процесс вмешивалась Марина и чаще всего не на моей стороне.

Мы садимся с Мишей делать уроки, раскладываем на столе тетради и учебники.

- Что тебе задано? Почему в дневнике ничего нет?

- Я не успел записать.

- Узнавай задание у девочек из нашего двора.

- Хорошо я пойду к ним домой.

- Нет, позвони по телефону и запиши.

Тут входит Марина и говорит:

- Лучше я сама позвоню и узнаю у их мамы.

- Точно, - радуется Миша, - а я пока побегу во двор поиграю.

- Нет, сиди здесь, пока не сделаешь уроки, на улицу ни ногой, - обрывает его Марина и набирает номер телефона. Через пару минут перед нами лежит листок с заданиями на завтра. Миша корявыми буквами выводит на странице месяц и число. Следующим пунктом надо написать: “Домашняя работа”. В этот момент во дворе слышны крики:

- Молоко, молоко.

Это три раза в неделю тетки из села привозят в наш двор молоко, сметану, творог из села. Так как я отвечаю за снабжение семьи едой то покупать у теток вроде моя задача.

- Ой, Саш, сходи возьми у них молоко и сметану. Вот банки висят.

- Я же уроки с Мишкой делаю. Может быть ты?

- У меня руки в муке. Сходи я пригляжу за Мишей.

Молоко - это святое, к тому же если замешкаться, то соседи все разберут так как цены у теток чуть ниже, чем на рынке, а качество далеко обгоняет магазинные продукты.

Когда через двадцать минут прихожу домой, то выполнение домашнего задания не продвинулось ни на букву а от Мишки и след простыл.

- Где Мишка?

- Не уследила. Мне тут позвонили, а он убежал гулять.

Иду искать Мишу во дворе. Двор здесь большой и найти его нелегко, тем более, что он завидев погоню старается обычно спрятаться. Привожу его домой, мою и усаживаю за стол.

- Пиши: “Домашняя работа”.

- А чем писать? Ручки нет.

Ищем ручку на столе и под столом. Ее нигде нет. Из кухни входит в комнату Марина и с недоумением смотрит на нас.

- Что вы делаете?

- Ручка пропала.

- А это я ее взяла рецепт записать.

- Так надо ж было вернуть. Нам же уроки делать надо.

- Давайте побыстрее, я тут поесть приготовила.

- Ладно.

Мишка получил ручку, но почему-то не пишет.

- Что такое? - спрашиваю я.

- В туалет хочу.

- Сильно?

- Да сильно. Если не пустишь описаюсь.

- Ладно иди.

Я напряженно жду и прислушиваюсь к звукам из коридора. Слышу звук спускаемой воды, потом голос Марины:

- Миша ты уже уроки сделал?

- Да.

- Тогда пойди ведро с мусором выброси.

Я мчусь в коридор и кричу на ходу:

- Он еще уроки не сделал. Не надо его посылать выбрасывать мусор.

- Да. А он сказал, что все сделал. Чем же вы столько времени занимались?

- Пытались начать делать, а потом ручку искали.

- А ну да...

Тут я спотыкаюсь о ведро с мусором. А где же Миша? Он опять сбежал во двор. Привожу его домой, но опять сесть за уроки не получается, - нам приготовили поесть, надо все съесть пока горячее. После еды усаживаемся за стол.

- Пиши: “Домашняя работа”.

- До-ма-ш…, - бормочет Миша, старательно выводя кривые буквы и от напряжения покусывая кончик ручки.

- Ой! Ай, ай, - вдруг вскрикивает мальчик и хватается за живот.

- Что с тобой? - с подозрением смотрю я на него.

- Живот! У меня схватило живот.

- Ты не врешь?

- Ай, как болит, - орет Мишка.

И надо же чтобы в этот момент пришли Мишины дедушка с бабушкой. Это родители бывшего мужа Марины, который пропал без вести. Они медики - с большим подозрением они относятся к стряпне Марины и привозят для Миши колбаску и паровые котлетки. Они конечно догадываются, что так Марина считает мясо вредным продуктом, то до Миши котлетки не доходят, она съедает их сама, приговаривая:

- Мой ребенок трупами убитых животных питаться не будет.\

Но эти фразы предназначены только для моих ушей и в за это пол котлетки перепадает иногда и мне. Переубедить Марину, в том, что можно кормить Мишу куриными котлетами, было невозможно. Пунктик о “здоровом питании” прочно засел у нее в мозгу. Тут она стояла на своем прочно как глыба с памятником “вождю мирового пролетариата” на Куликовом поле в Одессе.
Но эти фразы предназначены только для моих ушей и в за это пол котлетки перепадает иногда и мне. Переубедить Марину, в том, что можно кормить Мишу куриными котлетами, было невозможно. Пунктик о “здоровом питании” прочно засел у нее в мозгу. Тут она стояла на своем прочно как глыба с памятником “вождю мирового пролетариата” на Куликовом поле в Одессе.

Пока объясняем дедушке и бабушке, что ничего страшного с их внуком не делали, лишь пытались приготовить уроки. А Марина показывала тарелки доказывая, что отравиться здесь было нечем и все ели тоже самое и без последствий - Миша опять сбегает на прогулку.

На следующий день эта комедия с теми же исполнителями, но новыми сценами повторяется опять.