На каникулы Пашку отправили в деревню к деду. "Растёт верхоглядом. Может там на что сгодится", - думала мать, провожая взглядом автобус. Пашка доволен: там речка. Рыбачить можно.
Дед встретил внука радостно. Вдвоём веселей. Целыми днями Пашка на речке пропадал. А что ещё в деревне делать?
Как-то, выходя из магазина, Пашка услышал шепоток:" К деду Кирилу внук приехал. Думали помощник, а это верхогляд". Резануло слово сердце Пашкино будто ножом. В голове занозой засело. Пристал к деду с вопросами:"Кто?..да что?.. да почему?.."
Дед на внука глянул. Хитрые искорки под бровями спрятал. Отвечать не торопиться. Кисет достал. Пальцы в узлах, кривые, а самокрутку ровненько скрутили.
"Было это давно,- начал рассказ дед Кирилл.- Уже не помню когда. То-ли быль, то-ли сказка мне не ведомо. Ты, внучек, сам решай.
Жил в ту пору на свете юноша. Собой пригож. Вроде тебя, однако. Жил не тужил, ел да пил. Да не было у него тяги ни к какому делу. Начнёт что-то, не доделает - бросит. Да случись ему дЕвицу полюбить. ДЕвица та хорошая, умелая, сметливая.
Однажды, юноша тот пришел к дЕвице с любовью. Замуж за себя звать. А она ему в ответ:" Как за тебя, верхогляда, идти? Жизни не ведаешь. По верху скользишь. Назначения своего не знаешь. С таким горе мыкать. Не пойду за тебя!"
Что делать? Как без любви жить? Сел на бережок, пригорюнился. Тут детишки выбежали. Свистулек наделали, а те не свистят. Помог им юноша свистульки исправить. Загудели детишки каждый на свой лад и дальше побежали.
Пошёл юноша к старцу за советом. Пусть подскажет, где ему предназначение искать.
- От какого дела душа твоя радуется? - спрашивает старец.
Долго думал юноша. Все дела перебрал. Гончарное искусство: грязи много. Шорником был: руки шилом поколол. Плотником хотел: по ноге топором прошёлся.
- Про свистульки пошто молчишь? - подсказывает старец.
- Так забава это! - удивился юноша.
- Забава. А душа пела?
- Пела. Так забава, свистульки-то.
Без ответа юноша домой вернулся.
К дЕвице женихи повадились. От горя горького начал юноша детям игрушки мастерить. Дети счастливы - ему радостно. Вспомнили люди, что юношу того Мирославом звать. Про верхогляда забыли. Вскоре и свадебку сыграли.
Жил Мирослав со своей Любушкой в любви. Детям забаву делали, себе - счастье да достаток."
Помолчал дед Кирилл
немного.
"Вот взять зёрнышко одно. Так из него колосок выйдет. А из поля пшеничного: человеку - хлеб душистый на столе, а Свету Белому - зарница. Всякое большое, оно ведь из малого строится."
Похлопал дед внука по плечу и в избу ушёл.
Долго сидел Пашка на крылечке. Рассвет, уж, забрезжил. Нет! Не будет он верхоглядом! Предназначение своё найдёт, чтоб душа пела. Взял вёдра и пошёл в колодец по воду.