Найти тему

ЗАТЕРЯННОЕ ВО ВРЕМЕНИ ГОРНОЕ СВЯТИЛИЩЕ

Оглахты, Средний Енисей
Оглахты, Средний Енисей

Продолжаю свой рассказ о петроглифах горного массива Оглахты. Сегодня - фотоотчёт о поездке к интересному местонахождению наскального искусства, находящемуся на безымянной сопке в южной, степной части горного массива (практически в самой крайней его точке).

Дорога к горному массиву Оглахты
Дорога к горному массиву Оглахты
-3
Безымянная сопка
Безымянная сопка

Точные координаты этого местонахождения наскальных рисунков мне известны не были. Обнаружил я его путём сплошного обследования скальных выходов на вершине двух сопок, расположенных рядом с горой "Сорок зубьев". На самой удалённой от берега Красноярского водохранилища горке петроглифов не оказалось, а вот на соседней - той, что ближе к "Сорока зубьям", обнаружилось две плоскости с необычными рисунками. На самой большой нанесены более десятка изображений - верблюды, козероги, лошади, олени, люди. Петроглифы выполнены в технике выбивки, в линейном стиле. Линии рисунков патинированы равномерно, без следов подновления.

-5
Первая плоскость
Первая плоскость
На первой плоскости всего два петроглифа - лучник и неведомый зверь
На первой плоскости всего два петроглифа - лучник и неведомый зверь

СПРАВОЧНО: Горный массив Оглахты (хакасское название Оглах - таг – "Козья гора"), находится на левобережье Красноярского водохранилища, в Боградском районе Хакасии, на расстоянии 45 километров от столицы республики - города Абакана. Большая его часть - около трёх тысяч гектаров, - включена в государственный природный заповедник "Хакасский". Самой высокой точкой горного массива является гора "Сорок зубьев", высота которой составляет без малого 764 метра. Оглахты считаются самым большим комплексом наскального искусства в Минусинской котловине.

Вторая плоскость с петроглифами
Вторая плоскость с петроглифами
-9
-10

Как впоследствии выяснилось, данная писаница известна некоторым археологам, однако в научный оборот не введена, датировка рисунков неизвестна. В целом линейный стиль наскальных изображений в Минусинской котловине характерен для эпохи поздней бронзы, но для изображений на этой малоизвестной писанице указанное правило явно не подходит. На карасукские петроглифы конца II - начала I тыс. до н.э. рисунки рассматриваемого местонахождения не похожи от слова "совсем". Можно было бы, наверное, осторожно допустить вариант датировки их тюркской эпохой, так как именно в это время на скальных писаницах Енисея стали появляться изображения верблюдов. Для консультации я обратился к археологу Юрию Есину.

-12
-13
-14

По словам учёного, о интересующем меня местонахождении петроглифов он знает, но был там всего один раз, с датировкой рисунков тоже затрудняется. Однако полагает, что часть изображений, возможно относится к первым векам н.э. (к тесинскому времени). Точнее что-то сказать пока, к сожалению, нельзя. Специально эти рисунки ни он, ни другие археологи, увы, не изучали.

-15
-16

СПРАВОЧНО: Тесинский период – один из наиболее загадочных в истории Среднего Енисея и сопредельных с ним территорий. Многие исследователи связывают происхождение тесинской культуры с влиянием хунну, которое распространилось на территорию Минусинской котловины, когда она входила в состав кочевого государства Хунну (II век до н.э. – II в. н.э.).

-17
-18

Что ещё можно рассказать об этом чудесном месте с загадочными наскальными изображениями? Пока оно преподносит одни вопросы. Единственное, пожалуй, что можно сказать почти наверняка - то, что когда-то эта сопка в системе Оглахтинских гор имела своё название, с течением времени, забытое. Когда - то под её вершиной, прямо посередине скальника, древние художники (или жрецы неизвестного сегодня культа) выбили серию различных изображений, концентрация которых в одном конкретном месте указывает на то, что этот памятник наскального искусства в далёкие от нас времена, быть может, почитался как горное святилище. Одно из многих на Среднем Енисее. Тем не менее, по - своему единственное.

-19

"Храмов и постоянных жертвенников у аборигенов Енисея не было, но было много местностей, наиболее любимых богами, божествами и духами, где они постоянно находились и где они собирались. Выступы и впадины скал и утёсы этих живописных мест, часто с широкими видами на окрестности, как стены древнейших храмов, покрывались начертаниями" (И.Т. Савенков, 1910 год).

-20
-21

Вот такое таинственное святилище мне удалось посетить. Нерукотворный храм, украшенный наскальными рисунками, создание которых, само по себе, являлось у древних неким магическим ритуалом, обращением к неподвластным человеку высшим силам природы.

Сергей Амелин, г. Абакан (Хакасия)