Продолжаю свой рассказ о петроглифах горного массива Оглахты. Сегодня - фотоотчёт о поездке к интересному местонахождению наскального искусства, находящемуся на безымянной сопке в южной, степной части горного массива (практически в самой крайней его точке).
Точные координаты этого местонахождения наскальных рисунков мне известны не были. Обнаружил я его путём сплошного обследования скальных выходов на вершине двух сопок, расположенных рядом с горой "Сорок зубьев". На самой удалённой от берега Красноярского водохранилища горке петроглифов не оказалось, а вот на соседней - той, что ближе к "Сорока зубьям", обнаружилось две плоскости с необычными рисунками. На самой большой нанесены более десятка изображений - верблюды, козероги, лошади, олени, люди. Петроглифы выполнены в технике выбивки, в линейном стиле. Линии рисунков патинированы равномерно, без следов подновления.
СПРАВОЧНО: Горный массив Оглахты (хакасское название Оглах - таг – "Козья гора"), находится на левобережье Красноярского водохранилища, в Боградском районе Хакасии, на расстоянии 45 километров от столицы республики - города Абакана. Большая его часть - около трёх тысяч гектаров, - включена в государственный природный заповедник "Хакасский". Самой высокой точкой горного массива является гора "Сорок зубьев", высота которой составляет без малого 764 метра. Оглахты считаются самым большим комплексом наскального искусства в Минусинской котловине.
Как впоследствии выяснилось, данная писаница известна некоторым археологам, однако в научный оборот не введена, датировка рисунков неизвестна. В целом линейный стиль наскальных изображений в Минусинской котловине характерен для эпохи поздней бронзы, но для изображений на этой малоизвестной писанице указанное правило явно не подходит. На карасукские петроглифы конца II - начала I тыс. до н.э. рисунки рассматриваемого местонахождения не похожи от слова "совсем". Можно было бы, наверное, осторожно допустить вариант датировки их тюркской эпохой, так как именно в это время на скальных писаницах Енисея стали появляться изображения верблюдов. Для консультации я обратился к археологу Юрию Есину.
По словам учёного, о интересующем меня местонахождении петроглифов он знает, но был там всего один раз, с датировкой рисунков тоже затрудняется. Однако полагает, что часть изображений, возможно относится к первым векам н.э. (к тесинскому времени). Точнее что-то сказать пока, к сожалению, нельзя. Специально эти рисунки ни он, ни другие археологи, увы, не изучали.
СПРАВОЧНО: Тесинский период – один из наиболее загадочных в истории Среднего Енисея и сопредельных с ним территорий. Многие исследователи связывают происхождение тесинской культуры с влиянием хунну, которое распространилось на территорию Минусинской котловины, когда она входила в состав кочевого государства Хунну (II век до н.э. – II в. н.э.).
Что ещё можно рассказать об этом чудесном месте с загадочными наскальными изображениями? Пока оно преподносит одни вопросы. Единственное, пожалуй, что можно сказать почти наверняка - то, что когда-то эта сопка в системе Оглахтинских гор имела своё название, с течением времени, забытое. Когда - то под её вершиной, прямо посередине скальника, древние художники (или жрецы неизвестного сегодня культа) выбили серию различных изображений, концентрация которых в одном конкретном месте указывает на то, что этот памятник наскального искусства в далёкие от нас времена, быть может, почитался как горное святилище. Одно из многих на Среднем Енисее. Тем не менее, по - своему единственное.
"Храмов и постоянных жертвенников у аборигенов Енисея не было, но было много местностей, наиболее любимых богами, божествами и духами, где они постоянно находились и где они собирались. Выступы и впадины скал и утёсы этих живописных мест, часто с широкими видами на окрестности, как стены древнейших храмов, покрывались начертаниями" (И.Т. Савенков, 1910 год).
Вот такое таинственное святилище мне удалось посетить. Нерукотворный храм, украшенный наскальными рисунками, создание которых, само по себе, являлось у древних неким магическим ритуалом, обращением к неподвластным человеку высшим силам природы.
Сергей Амелин, г. Абакан (Хакасия)