21 октября на нескольких городских сайтах Миасса появилось интервью Александра Лагунова, посвящённое сохранению гибнущего озера Тургояк. Лагунова знают многие миассцы. Он несколько лет руководил областным предприятием ООПТ (сейчас уволен) и является членом координационного совета по вопросам экологии при губернаторе Челябинской области. Лагунов написал несколько научных работ об озере.
В своём интервью Лагунов откровенно выказал своё отношение к «уральской жемчужине», которое слушателей удивило. Невозможно комментировать всё сказанное в часовом разговоре, но на паре вопросов следует остановиться.
Насколько уникален Тургояк?
Таких озёр много. Начиная от каслинских на севере и кончая озером Кундравы на юге. Все они характеризуются большими глубинами. Все очень живописны. Каждое озеро по-своему уникально. Тургояк - самое западное среди них. У него такая же чаша, как и у Байкала, но глубины не те. Несколько лет назад озвучивали теорию, что озеро возникло в результате падения метеорита, но сегодня она ничем не подтверждена.
Таких озёр МНОГО? А как же уникальная ПИТЬЕВАЯ вода озера? А почему именно Тургояк стал «природным резерватом» ЮНЕСКО? Именно здесь находятся 0,6% мирового запаса пресной питьевой воды? Воду из озера можно было пить без обработки. Неужели эколог не знает, что такое озеро в центре России было одно?
Может быть, именно по этой причине Лагунов даёт странный ответ на вопрос о мерах по спасению озера.
Александр Васильевич, что же делать?
На побережье Тургояка должна быть выстроена единая система водоснабжения и водоотведения, единая централизованная система энерго- и газоснабжения. Организована правильная система дорог с перехватывающими стоянками и выделением переходных и велосипедных зон. Как это должно быть в идеале: подъехали, оставили автомобиль и потом вас бесплатно увезли на электромобиле к месту отдыха.
Нетрудно заметить, что в предлагаемых мерах не упоминается слово «вода», хотя именно вода является главным сокровищем, а памятник природы озеро Тургояк является гидрологическим.
Все меры, перечисленные этим экологом, направлены на развитие туристического бизнеса и сохранению уникальной воды никак не способствуют. Они не снижают антропогенной нагрузки на озеро, а повышают её. За лето на берегах озера отдыхают около ДВУХСОТ ТЫСЯЧ человек, и озеро с такой нагрузкой уже не справляется.
Народные экологи видят спасение озера в строгом соблюдении законов об охране ООПТ, которые повсеместно нарушаются и изменении системы охраны озера. Тургояк следует охранять как уникальный источник питьевой воды в полном соответствии с существующими санитарными нормами.
В Миассе есть несколько больших водоёмов, которые без ущерба для горожан могут быть использованы для купания и отдыха.
Борьба за спасение озера Тургояк продолжается.