Агрегаторы такси говорят, что введение жесткого контроля за переработками водителей приведет к кратному или существенному росту цен на такси. Заявление весьма странное по сути. Агрегаторы таким образом признаются, что считают водителей даже не людьми второго сорта, а просто расходной величиной. Агрегаторы закладывают в свою бизнес-модель гарантию потери работоспособности водителя. За это стоило бы привлекать к ответственности, но они облегают свои слова в дипломатические обороты, что избавляет их от претензий.
Формирование цены агрегатора не зависит напрямую от отработанных водителем часов. Зависит она только от самого наличия водителя на линии. Поскольку не все водители перерабатывают, то изменение числа водителей в конкретным момент времени не будет так существенен, как стращают агрегаторы.
Давайте посмотрим. Сменный график при необязательности каждого водителя работать каждый день приводит к режиму работы 10ч в день. Сегодня на линии в большинстве крупных городов находится минимум в 4 раза больше водителей, чем это нужно для перевозки всех пассажиров. Именно это обеспечивает низкие цены и гарантию поиска водителя для каждого вызова такси.
Для понимания возьмем обобщенные показатели. В Москве Департамент транспорта собрал статистику по распределению переработок водителей. Получилось примерно так: 25% водителей работают до 14 часов в день, 25% - до 12 часов, остальные 50% - вписываются в норматив не более 10 часов. Известно точно, что не все водители работают каждый день и в каждый час суток. То есть нельзя говорить, что сокращение в каждой доли должны обязательно создать дефицит в каждый момент времени.
Конкретно так. Для первых 25% переработка составляет 40% рабочего времени. Для других 25% - только 20%. От 100% работающих сегодня водителей при внедрении ЕЦП на линии будет каждый день и каждый час оставаться 25% * 0.6 + 25% * 0.8 + 50% = 15% + 20% + 50% = 85%. То есть изменение не превысит 15%. Для расчёта принимали максимальные значения. Да, какая-то часть водителей работает и более 14 часов, но также часть работает менее 10 часов. И эти 85% от текущего числа доступных водителей по-прежнему образуют избыточность. В новых условиях избыточность составит 255%. Достаточно ли это агрегаторам для сохранения цен? Думаем, вполне. Но даже если предположить рост и провести расчёты дальше, то не видны причины для повышения цены даже на 10%, не говоря про разы.
Поэтому смело считаем заявления о росте цен из-за обязательности водителей работать строго по графику попытками уйти от ответственности. Значительно более важно, что при таком режиме работы водители не смогут получить как-то личный доход. Но это - тема другой публикации.
Где читать про городской транспорт и такси
"БюроИКС. Городской транспорт" (@buroics_taxi): главный Telegram-агрегатор всех актуальных транспортных новостей, происшествий, событий городов и регионов России и зарубежья. Собственная аналитика, официальная повестка, обзоры законопроектов.
"Московское такси: день за днём" (@taxivmoskve): Telegram-канал с важной информацией для водителей и пассажиров московского такси.
"Дорожные вести" (@dorvesti): полезно и занимательно об автомобилях, мотоциклах, велосипедах.