В советское время мусульманские регионы СССР были наводнены различными сектами "неофициального ислама". В них шли все, кто был недоволен позицией официального мусульманского духовенства, тесно сотрудничавшего с советскими властями.
Одними из самых влиятельных в среде "нелегалов" были суфисты. Но были и представители других религиозных течений.
Особенно активно они действовали в Поволжье.
Действовать они начали в Казани, в послевоенные годы. Зикры (моления) проводились на квартирах и в домах. Власти о них знали, но считали не опасными.
Чего не скажешь о "курманаевском братстве" суффийского братства Накшбандия, которое функционировало в селе Благодаровка Челновершинского района Куйбышевской области.
Наиболее активно в 1940–1950-е годы проявили себя благодаровские ишаны Валиахмет Сабиров, Ибрагим Яхин, Габдулбари Мулюков. Место захоронения ишана В.Сабирова (скончался 1 сентября 1954 г.) было превращено в зийарат: «на могиле умершего бывшего муллы Сабирова на могильном камне – памятнике были написаны слова молитвы и на арабском языке слово «ШАИШТ» («ШАИШ»), (шейх), против памятника был самовольно построен мавзолей размером 2,5 на 3 м из липового кряжа толщиной 25 см. В лобовой стене во всю длину вставлено стекло, а внутри мавзолея настелены ковры. На эту могилу как к святому месту приходили паломники из Башкирской АССР, Татарской АССР; Астрахани, Казахстана, Узбекистана и других населенных пунктов». Несмотря на то, что мавзолей вскоре был снесен, паломничество на могилу шейха продолжалось до августа 1959 года - монография Ю.Гусева "Суфийские братства, «Бродячие муллы» и «Святые места» Среднего Поволжья в 1950-1960-е годы как проявления «Неофициального ислама»"
Обеспокоенные ростом численности суфиев, советские органы докладывали:
«в с.Благодаровка, где функционирует мечеть и распространено среди населения влияние муллы-мюрида, не прочитано ни одной лекции...Все это привело к тому, что сектанты-мюриды оживили свою работу и работу по привлечению в секту новых лиц» - Ибрагимов Р. Неофициальные религиозные объединения мусульман Татарстана в 1940–1960-е гг. // Ислам в советском и постсоветском пространстве: история и методологические аспекты исследования;материалы Всероссийской конференции «Ислам в советском и постсоветском пространстве: формы выживания и бытования», Казань, 2003/сост. и ред. Р.М. Мухаметшин. – Казань, 2004.
Поэтому власти приняли меры и прекратили деятельность указанного суфийского братства. Но до начала 60-х годов с.Благодаровка была поистине центром притяжения всей суфийской духовной жизни и сюда стекались паломники со Средней Азии, Северного Кавказа, Башкирии и Казахстана.
После проведенной в конце 50-х годов активной работы по пресечению деятельности крупных организации "неофициального ислама" суфийские общины начали действовать на нелегальном положении. Появилось множество, так называемых "бродячих мулл".
Этому способствовало крайне низкое количество официальных мечетей - всего 51 в Поволжье. Поэтому на каждую официальную мечеть приходилось в среднем по 4 неофициальных. А мулл-нелегалов только по учетам правоохранительных органов проходило больше 5 тысяч (в 1980-е годы). А в реальности их было еще больше.
По сути это был нормальный процесс, так как для отправления религиозных обрядов требовалось огромное количество мулл - на поминки, венчание, намазы.
Другой головной болью советских чиновников были "святые места" (зияраты, аулие) - объекты поклонения, стихийно возникавшие по всему региону.
В конце 1950-х годов Уполномоченный по делам религиозных культов в Башкирии с тревогой отмечал «стремление некоторого духовенства организовать паломничество на так называемые «святые места», например, в Зияраты Зайнуллы-ишана г. Троицка и на другие, так называемые «святые места» на территории Татарской АССР, Ульяновской области…». Озабоченность ульяновских чиновников вызывало посещение «святых мест» на Сурской горе и кладбища с.Новые Зимницы, места упокоения выдающегося поволжского суфийского шейха Х. Хансоярова - монография Ю.Гусева "Суфийские братства, «Бродячие муллы» и «Святые места» Среднего Поволжья в 1950-1960-е годы как проявления «Неофициального ислама»"
Таким образом, "неофициальный ислам", широко распространившийся Поволжье в послевоенное время смог стать альтернативной силой в противовес официальному духовенству. В то же время, он занимал свою нишу и поэтому какого-либо противостояния в духовной жизни мусульман Поволжья он не вызывал. В целом, этот опыт можно считать положительным и образцовым в условиях развития религиозной жизни в жестко регламентированном государстве по подобию СССР.