Когда нужен личный транспорт, а бюджет не очень большой, приходится задумываться о покупке автомобиля на вторичном рынке.
Мы поговорили с Евгением Селезневым, который ведет канал о подержанных машинах, и узнали у него о плюсах и минусах такой покупки.
Евгений Селезнев, автор канала о народных автомобилях
Плюсы покупки подержанного автомобиля
1. Цена ниже, чем в салоне
Это самый главный плюс, который для России имеет огромное значение. Потому что, согласно официальной статистике «Автостата», средний возраст легкового автомобиля россиянина приблизился к 14 годам. Из этого можно сделать вывод, что население не готово покупать новые машины и менять их через каждые два-три года. Поэтому б/у-машина хороша своей ценой.
Если мы берем условные 500 тысяч рублей, то за эти деньги в 2020 году можно купить новую «Ладу-Гранту» с посредственной, пассивной безопасностью, с низким уровнем комфорта и не очень хорошей комплектацией. Она будет новая. Но в то же время за эти деньги на вторичном рынке можно купить Mitsubishi Galant с климат-контролем, автоматом, кожаным салоном. При этом в нормальном, удовлетворительном состоянии.
2. Нет потери по стоимости автомобиля
Когда новый автомобиль выезжает из салона, он, естественно, сразу теряет в цене, потому что новый всегда дороже, чем подержанный.
Популярные машины типа Hyundai Solaris или Ford Focus, Kia Rio очень медленно и мало теряют в цене, поэтому на вторичном рынке можно купить Solaris и через два года продать его за те же деньги, может, даже чуть дороже с учетом инфляции. Но так не получится с новым автомобилем: никто не возьмет его по цене покупки в салоне, даже если вы на нем ездили всего неделю.
3. Больше выбор моделей
Если мы берем условный бюджет в 500 тысяч рублей, то из новых машин мы можем позволить себе либо «Гранту», либо Datsun, который в целом от «Гранты» не отличается.
Больше за эти деньги в России ничего не купишь. А если мы берем эти 500 тысяч рублей и идем на вторичный рынок, то у нас там огромный выбор самых разных моделей на любой вкус. Хотя в реальности сразу удастся найти только Solaris «живой», но в целом выбор есть.
Минусы подержанных авто: специфика российского рынка
1. Отсутствие культуры ухода за машиной
У нас не принято лелеять автомобиль, ухаживать за ним, наоборот, принято рассказывать автолюбителям и друзьям что-то вроде «ты знаешь, я в своей тачке не менял масло уже столько-то тысяч километров, а она все еще едет».
Поэтому хороший экземпляр на вторичном рынке встречается довольно редко. И средний срок автоподбора составляет 1,5–2 месяца в крупных городах-миллионниках. Например, в Нижнем Новгороде я не могу найти себе машину уже 1,5 месяца, потому что нормальных вариантов нет.
2. Неадекватные цены на машины в хорошем состоянии
Более того, вторичный рынок живет по своим законам. Из-за того, что машины в хорошем состоянии в огромном дефиците, они стоят неадекватно дорого. При этом, конечно, все равно дешевле, чем покупать новую.
Например, возьмем тот же самый Hyundai Solaris 2011 года, которому уже 9 лет и у которого было два-три владельца. Да, он в хорошем состоянии, пробег мизерный, всего тысяч 50. Так вот, несмотря на возраст авто и количество владельцев, его могут спокойно продавать за те же 500 тысяч рублей. Почти за те же деньги, за которые когда-то купили. Так быть не должно. Цены на многие ходовые модели очень сильно завышены. И все это из-за того, что машин в удовлетворительном состоянии очень мало.
3. Возможность неприятных сюрпризов
Разумеется, в большинстве регионов есть проблемы с климатом – резкие похолодания-потепления, достаточно долгие зимы. Поэтому у нас тяжело найти автомобиль «в возрасте» без ржавчины. Но это, как правило, проблема европейской части страны. На юге России вариантов больше, потому что дороги реагентами не посыпают и кузов «возрастных» автомобилей сохраняется в нормальном виде.
Подержанный автомобиль может преподнести непредсказуемые сюрпризы даже при хороших проверках.
Из моего ближайшего опыта: люди купили подержанную «Ладу-Гранту», шестилетнюю. Сама по себе она в отличном состоянии, но в ходе естественной коррозии сгнил номер двигателя, и из-за этого отказались ставить авто на учет. Пришлось заказывать экспертизу, устанавливать, что двигатель не ворованный, а машина не была угнана.
Поэтому б/у-автомобиль — это всегда кот в мешке. Даже если вы проверили, битый он или нет, поднимали его на подъемнике и т. д. Причем факт аварии в прошлом не всегда можно доказать, потому что бывает, что по всем базам машина не битая, по толщиномеру окрашена нормально и шпаклевку не сразу получается найти. А потом случайно каким-то образом обнаруживаются проблемы с авто.
Всегда есть риск, и нужно быть к этому готовым, запасать больше денег на разные непредвиденные случаи.
Если вы хотите взять новую или подержанную машину в кредит, то рекомендуем прочитать наш материал на тему покупки авто: Авто в кредит: что нужно знать, прежде чем брать?
На сайте Газпромбанка вы можете рассчитать кредит на покупку подержанного или нового автомобиля и оформить заявку онлайн.
А как вы считаете, есть ли смысл покупать подержанную машину или лучше брать новую? Поделитесь мнением в комментариях.