По Старой Калужской дороге
Большинству любителей путешествий по России отлично известны города Золотого кольца. Однако далеко не все знают про другие не менее интересные направления для коротких поездок из Москвы на выходные. Так, особого внимания заслуживает калужское направление. Почему? Читайте ниже.
А где Герасим утопил свою Муму?
Старая Калужская дорога (или Калужский тракт), соединявшая Москву и Калугу, известна с XIV века. Она начиналась в Москве в районе современного Крымского моста, который был построен на месте Крымского брода: именно здесь крымские татары обычно переправлялись через Москва-реку во время своих набегов. Интересно, что Крымский брод фигурирует в повести И.С. Тургенева «Муму»: здесь Герасим сначала спас, а зачем утопил свою несчастную любимицу. Здесь же происходит финал повести «Первая любовь». Писатель не просто так выбрал это место: в детстве он жил с родителями на даче недалеко отсюда, в районе современного Нескучного сада.
В черте Москвы Старая Калужская дорога следовала траекториям современного Ленинского проспекта, Старокалужского шоссе и Профсоюзной улицы. Фрагмент Старокалужского шоссе сохранился до наших дней в виде небольшого проезда, проходящего мимо старинной усадьбы Воронцово. Одноименное село, сменившее множество именитых владельцев (представителей боярских и дворянских семей), известно с XIV-XV веков. В наши дни усадьба славится среди жителей юго-запада столицы своими кирпичными воротами в стиле псевдоготики и системой каскадных прудов. После Воронцова Старая Калужская дорога миновала прочие подмосковные села, а ныне районы города: Беляево, Коньково, Теплый Стан.
«Здесь будет город заложен…»
Далее траектория дороги совпадала с современной трассой до деревни Львово (у железнодорожной станции Кресты). Дорога проходила через Кресты, Рогово, Тарутино, Лыково, Казариново, Семендяево, Прудки, Голухино, Николо-Дол, Гурьево, Выселки и др. В черте современной Калуги бывший старинный тракт совпадает с Тарутинской улицей, а заканчивался он у Московских ворот (не сохранились).
Тут надо пояснить, что сама прокладка Старой Калужской дороги была тесно связана с расширением на юг границ Московского княжества, которое в 1370-80-х годах включило в свой состав Калугу и окрестные земли. Официальным временем основания последней считается 1371 год, когда на берегах Оки была построена новая крепость для защиты южных рубежей Москвы от набегов крымских татар. Правда, найденные археологами городища в долине речки Калужки говорят о том, что этот город намного древнее.
На внедорожнике в поисках «заброшки»
После прокладки севернее Крестов железной дороги (Большое кольцо МЖД) и увеличения роли Киевского шоссе участок Калужского шоссе от Крестов до Калуги пришел в запустение. Сейчас Калужское шоссе ведет не в Калугу, а в Белоруссию, так как в деревне Кресты Калужская дорога пересекалась со старой Варшавской дорогой, шедшей из Подольска к западным границам Российской империи.
В наши дни Старая Калужская дорога, ставшая затем известной как Екатерининский тракт, а еще позднее как Старокалужское шоссе, за исключением небольших фрагментов, почти не используется по своему назначению. Местами ее даже трудно обнаружить. Старинную «трассу» можно определить по березам, высаженным с обеих сторон в правление Екатерины Второй, придорожным канавам и незарастающей просеке (за многие века тракт сильно утоптали).
По этой причине в наше время Старая Калужская дорога привлекает преимущественно любителей «помесить грязь» на внедорожниках и добраться до какой-нибудь малоизвестной «заброшки» вроде разрушенной церкви или заброшенной дворянской усадьбы. Большинство обычных автопутешественников, чтобы добраться до местных достопримечательностей, используют современные трассы: Варшавское, Калужское или Киевское шоссе.
Край усадеб и имений
А посмотреть здесь есть на что. Вдоль бывшего Калужского тракта сохранилось множество интереснейших древних городов: Юхнов, Калуга, Малоярославец, Обнинск, Балабаново, Троицк. Например, поселения на месте современного Обнинска известны еще с XII века, а местным селом Белкино владели такие именитые роды, как Годуновы и Долгорукие. Оно и понятно: здешние края с их равнинами и холмами очень живописны. К тому же тут много рек, прудов и озер, богатых рыбой. Там, где проходил Екатерининский тракт, также осталось много изумительных старинных усадеб, имений, храмов и монастырей.
Особенно активно это направление осваивалось московскими князьями и боярами с XVII века, когда окончательно была ликвидирована угроза набегов крымских татар. За дворянами последовали зажиточные купцы и фабриканты, а затем деятели науки, культуры и искусства. Например, великолепная усадьба Валуево XVIII-XIX веков известна как село бояр Валуевых еще с XIVвека и впоследствии служила вотчиной таким родам, как Мещерские, Толстые, Шепелевы и Мусины-Пушкины. А усадьба Поливаново XVII-XVIII веков в свою очередь прославилась тем, что среди ее главных владельцев был последний украинский гетман Кирилл Разумовский.
По следам боев
Отдельная тема – военная история нашей страны. Во время Отечественной войны 1812 года армия Наполеона отступала из сожженной Москвы по Екатерининскому тракту, у которого произошли судьбоносные сражения с русскими войсками во главе с М.И. Кутузовым. Так, в ходе знаменитого Тарутинского маневра, на окраине деревни Спас-Купля произошел бой между 26-тысячным французским корпусом маршала И. Мюрата и 15-тысячным отрядом генерала М.А. Милорадовича. Последний в течение дня отражал натиск французов, что позволило армии Кутузова занять выгодную позицию у села Тарутино и одержать победу в произошедшем через две недели Тарутинскoм сражении. Этот маневр также дал возможность Кутузову прикрыть от неприятеля Калугу, где были сосредоточены запасы продовольствия и фуража, и Тулу и Брянск с оружейным и литейным заводами.
В 1941 году в этих же местах держали оборону советские войска 33-й и 43-й армий, прикрывавшие стратегически важные Киевское и Варшавское шоссе. Особо ожесточенные бои происходили у деревни Кузовлево: в их результате гитлеровские войска были вынуждены отступить от Москвы буквально по следам Наполеона. В наши дни обязательного посещения заслуживает Тарутинский военно-исторический музей Отечественной войны 1812 года и Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, а также мемориалы воинам, павшим в этих войнах.
Еще одно знаковое место – Малоярославец. Во время войны 1812 года здесь произошло очередное кровопролитное сражение. Отступающие французы пытались уйти по Калужскому тракту в сторону Украины, чтобы пополнить запасы продовольствия, а задачей русских было вернуть их на Старую Смоленскую дорогу. В ходе сражения город переходил из рук в руки 8 раз и был полностью разрушен, но Кутузов все же заставил Наполеона отступать по разоренной дороге. Ворота женского Свято-Никольского Черноостровского монастыря в Малоярославце до сих пор хранят следы пушечных ядер наполеоновской армии. А в Малоярославецком военно-историческом музее войны 1812 года подробно освещена история этой битвы.
Во время Великой Отечественной войны другим местом яростных боев стал так называемый «Угра-фронт», расположенный на территории современного национального парка «Угра». Это укрепленный рубеж гитлеровских войск неподалеку от городка Юхнов, протянувшийся вдоль реки Угра на 35 км. Весной 1942 года советские войска 6 раз пытались прорвать немецкую линию обороны. В результате им пришлось прекратить наступление до весны 1943 года, когда гитлеровцы сами начали отступление из-за своего поражения под Сталинградом.
В наши дни можно осмотреть остатки «Угра-фронта». Например, открыты для посещения военно-мемориальные тропы «Павловский плацдарм», «Русиновский берег», «Командный пункт Западного фронта» с сохранившимися и реконструированными заграждениями из колючей проволоки, траншеями, землянками и блиндажами с муляжами орудий и пулеметов. При желании администрация парка «Угра» может предоставить услуги индивидуального экскурсовода.
Окончание следует.
Спасибо за уделенное время и ваши лайки.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ!