«Первый» ещё до премьеры первой серии заинтриговал и ценителей российской истории, и тех, кому уже пришелся по душе полнометражный «Тобол».
По итогам первых серий теплится зрительское ощущение «чего-то такого давно хотелось», не всё же на заграничные великолепные века и фантазийные империи смотреть.
А здесь сразу всё по-нашему – гвардия, офицеры, царские указы, Сибирь-матушка, любовь по-гардемариновски с препятствиями XVIII века, холод и этнические мотивы. И чуть-чуть иностранцев. Как и в сегодняшней России, но с визуальным перевоплощением.
ДЛИННЕЕ И СОДЕРЖАТЕЛЬНЕЕ
«Тобол» в полном метре вышел в российский прокат в прошлом году. Но было очевидно, что фильм был чем-то вроде качественного трейлера: хотелось большего, с продолжением, с детализацией, как в литературной версии Алексея Иванова (хотя, всегда неблагодарное это дело – сравнивать фильм с книгой).
И дождались. В последний октябрьский понедельник на «Первом» показали первую часть восьмисерийного «Тобола», созданного под режиссёрством Игоря Зайцева и Петра Зеленова кинокомпанией «Solivs» и студией «Yellow Black and White Films».
И хоть аннотации презентуют #сериал как рассказ о службе петровского офицера Демарина в приграничном Тобольске, сюжетные линии раскрывают жизнь сибирского городка в нескольких параллелях.
Порой вообще отключаешься от сюжета: можно наблюдать просто за картинкой. Впечатляют декорации с крепостными стенами, посадскими домами, дворами, мощёнными деревом – не хватает такой ожившей (или сохраненной?) истории в российских городах. А звёздные персоны российского кино и театра оживляют этот уютный сибирский минимализм и приподнимают визуальные эффекты на уровень выше.
НЕ ЖДАЛИ: РОССИЙСКИЕ АКТЁРЫ В НЕОБЫЧНОМ ВОПЛОЩЕНИИ
#Приключения на грани истории и художественности: среди тобольских персонажей есть как реальные личности, так и придуманные герои.
Дмитрий Дюжев – истинный Пётр I. И пока по телепередачам сравниваешь, кто же выше – Дюжев или «вечерний» Ургант, здесь видится главное без вопросов: царь получился как надо! За линией съёмочной площадки Дмитрий признался, как удалось изобразить государеву походку: в ботинках 43-го размера на ногу 45-го.
Дмитрий Назаров жжёт! Или ещё не переключился с «Кухни» на XVIII век? Зато гармонично перешёл в роль предприимчивого тобольского архитектора-картографа Семёна Ремезова. И его кинодочка, что «Машкой называется», ему под стать — природные ум да красота плюс женская смекалка. Роль Маши досталась Юлии Макаровой: для выпускницы ГИТИСа это кинодебют.
Екатерина Гусева на экране не столько по-привычному романтична, сколько царственна в образе своей тёски, императрицы Екатерины I.
ЛЮБОВЬ СРЕДИ ИСТОРИИ
Реалии реалиями, но ключевая сюжетная линия «Тобола» — любовная история петровского гвардейца Ивана Демарина (Илья Маланин) и уже упомянутой Машеньки. Один прибыл в сибирскую экспедицию на поиски золота, вторая уже насмотрелась на работяг строительной артели в крепости, и молодой офицер для неё – тот, которым мысли занять приятнее. Накрыла ребят первая любовь, но вот что с нею делать? Точно не знают. Офицеру по статусу сантименты не положены, зато Маша (смекалка да характер!) многое решает сама за двоих.
А что у нас с детективной линией? Тоже порядок. По этой части здесь красавчик пленный швед Йохан (Андрей Бурковский), который и шпионом успел «поработать», и замечен как покоритель женских сердец.
Но это еще не всё: самый необычный дуэт не среди любовных линий.
Пётр I (Дмитрий Дюжев) и князь Меншиков (Павел Майков) – вот неожиданная для тобольского сюжета, но очень гармоничная «бригада».
СЕРИАЛ «ТОБОЛ» — ПАТРИОТИЧЕСКАЯ МАНИПУЛЯЦИЯ?
Изредка проскальзывает такая зрительская мысль, но быстро прерывается неизбежным фактом: это история, пусть и с вымыслом. Зато без романтического перебора: есть XVIII век с его житейскими неудобствами, людской несговорчивостью и служением царю.
Но опять же: притягательная Сибирь в фильме – не пересказ учебника истории, а лишь намёки на то, что остается за кадром и за сюжетными линиями кино. Кажется, придётся пошуршать другими источниками, и без готовых кинорассказов разведать, какими путями попали в сибирские края шведы, какое золото ищет экспедиция, за что царь Пётр I избавлялся от упоминаний о князе Гагарине (Евгений Дятлов), первом управляющем Сибирской губернии. Много других исторических вопросов оставляет фильм на «домашнее задание» – манипуляция разве что для запала любознательности.
НЕИСЧЕЗАЮЩИЕ СПЕЦЭФФЕКТЫ
Постройки, послужившие декорациями, не разобрали: исторический городок в Тобольске остался в роли музея под открытым небом. Выходит, «Тобол» – это не только #фильм, а культурная акция с продолжением, в которой соединились #кино, книжный мир, ТВ, музейная жизнь.
Опять же, в Тобольске появился уникальный объект, в котором через бывшие киноплощадки можно заглянуть в историю. Но не у всех рядом есть Тобольск, зато пара кликов на телеканал переводит в экранный доступ и захватывающие каскадерские сцены (сложнейшие в истории российского кино), и декорации с сибирским размахом, и детали быта, созданные почти с ювелирным пристрастием. Может, это и не кино вовсе, а машина времени зарулила в петровские времена?
Кажется, самое время сделать вечерние остановки в истории и понаблюдать за жизнью «Тобола».