Найти тему
ЗА СОЦИАЛИЗМ

КАКОЙ ХОЧУ ВИДЕТЬ РОССИЮ? Страница 2. Правила общины

Индивидуализм никогда не был образом жизни русского человека, традиционно русские люди жили общинами, коллективно. Русь многие века была крестьянской и вся общественная жизнь села или деревни формировалась вокруг земли — основного источника благосостояния крестьянской семьи. Земля-кормилица не только обеспечивала жизнедеятельность села, но и объединяла живших на ней людей во всех смыслах. земля, на которой он работал и жил, люди — односельчане, с которыми соседствовал, делил радости и горечи, поддерживая друг друга, общество, соседство с которым давало уверенность в завтрашнем дне, помогало жить в дне сегодняшнем.

Суть общины состояла прежде всего в совместном владении землёй и периодическом её переделе между членами сельского общества. Любой общинник имел право на свою, причём равную со всеми, долю земли и всех её богатств, которыми владеет «мир»(общество). Гарантом тому была главная ценность общины – справедливость. Если возникала необходимость передела, то решалось это только всем коллективом общины. Общинное владение, в отличие от западноевропейского индивидуального землепользования, не только обеспечивало каждому земледельцу обладание землёй, но и гораздо лучше частной собственности укрепляло общее национальное благосостояние. Эта истина для многих и сегодня остаётся непонятной. Даже крестьян, малоспособных к хозяйству, общинная жизнь спасала от разорения. Для стариков, неспособных работать, вдов, инвалидов делались послабления при выплате повинностей, либо они их вообще не платили.

Характерная особенность русской общины – система «помочей», посредством которых выполнялись работы, необходимые как для всего общества (строительство мирских мельниц, церквей, домов для священников, заготовки дров для школ, церквей, нетрудоспособных), так и для отдельного хозяина (срочный этап работ, распашка полей односельчан, у которых пала лошадь или мужчина в рекрутах, строились дома погорельцам). В крестьянском обществе знали друг о друге всё. Община осуществляла строжайший социальный контроль, цензуру нравственности, поощряя тех своих членов, которые выделялись трудовыми успехами, нравственными качествами, и, напротив, осуждала нерадивых, пьяниц, нарушителей норм поведения. Одним из вопросов, наиболее часто разрешаемым общиной, был вопрос об опеке над осиротевшими детьми, больными крестьянами, расточителями и т.д. Если была проблема с водой, общиной ставили на речке запруду или рыли колодцы. Вместе «рубили» (возводили) избы. Если в какой-то семье случалось несчастье, например, пожар, то помогали всей общиной. Каждый приносил всё что мог, а кому нечего было дать компенсировал вклад своим личным трудом — помочью.

У других коренных народов Руси тоже были аналоги общины. Например, у татар существовал «джыйын» (сельский сход, собрание жителей определенной территории). В каждой деревне был свой джыйын. Джыйын у татар, как и община у русских, был некой коллективной системой взаимодействия, общения, взаимопомощи и управления, которая зародилась в очень древнюю, еще доисламскую эпоху. Якут объединяла коллективная жизнь на основе рыболовно-охотничье-оленеводческой деятельности, которым они занимались в течение многих веков. Горские народы жили родовыми общинами и это были тоже первоначальные производственные ячейки горского общества.

Городская жизнь делает нас индивидуалистами. Советская власть ещё сохраняла общественный характер нашего сосуществования на одной территории, но с приходом капитализма образ жизни каждого россиянина в корне изменился. Мы потеряли друг друга. Российское общество впервые за многие тысячи лет стало жить по законам Запада — замкнутом индивидуалистским способом. Мы порой не знаем даже, как зовут соседа по лестничной клетке, мы замыкаемся в собственном мирке, не надеясь на помощь ближнего. Вынужденный городской индивидуализм превращает нашу жизнь в камеральное времяпрепровождение. Мы перестали жить общими заботами, утратили суть и опыт социальной консолидации.

Что-же предлагается мной? Поскольку деревни и аулы сегодня вымирают, а большинство жителей современной России постепенно переезжает в города и посёлки городского типа, то нам всем необходимо искать общинные формы жизни в этих новых условиях. Сегодня общиной может стать людей многоквартирный дом или подъезд многоэтажки. Многие этому возражают достаточно аргументированно, мол нет общей производственной деятельности, а от того и смысл общин утрачивается. Конечно, есть толика правды в такой оценке, но нам нельзя забывать, что не хлебом единым сыт человек. Рядом с нами дети, которые не спрашивая нас общаются во дворах. За закрытыми дверями порой в одиночестве умирают старые или очень больные люди, которым иногда просто некого позвать на помощь и, может быть, такое внимание к нуждам соседа и человеческая забота продлила бы им жизнь или скрасили последние часы?
Все вопросы культурного общения, взаимопомощи, воспитания подрастающего поколения никуда не делись и они напоминают нам о необходимости возвращения к общинной форме жизни.

На следующей странице поговорим о сходе, как форме общинной жизни в современных условиях.

Строим дом погорельцам
Строим дом погорельцам