Найти тему
Станислав Ли

Свистать всех наверх!

Сессия

Весь учебный процесс у курсантов ВВМУ делится на пять курсов, или проще - пять лет. Курс состоит из двух семестров - зимнего и летнего. Семестр завершается сессией (экзаменами). Только после 1-го семестра сессия состояла из двух экзаменов, а все остальные заканчивались пятью! Да, было времечко…

После сессии все, успешно сдавшие экзамены, ехали в отпуск. Зимой на две недели, летом на месяц. Но сдать сессию надо было на оценку не ниже «удовлетворительно». Счастливчики, успешно прошедшие испытания, получали отпускные билеты и под завистливые взгляды неудачников убывали домой. Двоечники, с треском завалившие экзамены, оставались в училище - для пересдачи. На нее давалось две попытки за счет своего отпуска. Сдал - отправляешься на оставшееся время домой, нет - welcome на любой из четырех флотов в звании матроса. Вот так!

Сидеть в отпуске в стенах училища - удовольствие из малоприятных, поэтому при подготовке к экзаменам мы с таким ожесточением грызли гранит науки, что искры из глаз летели! Я до сих пор не перестаю восхищаться возможностями человеческого мозга. Сколько же он может поместить в себя различной информации за короткий отрезок времени! Ну, посудите сами! Полгода тебе читают лекции по дисциплине, ты ведешь конспекты, но особо в процессе учебы не напрягаешься, материал не зубришь. Сдал кое-как зачет, и фиг с ним. Но вот семестр заканчивается, приближаются экзамены, и ты понимаешь, что «приплыл»! Информации за это время набирается куча, и ее надо за три дня поместить в свою маленькую черепную коробку. Причем, все в строгом соответствии и в определенном порядке разложить по полочкам, чтобы в голове не получилась каша. Поначалу задача кажется невыполнимой… Сидишь, бубнишь, пишешь… А ведь бывают еще и наряды - тогда минус один день подготовки. В последний вечер перед контрольным днем настроение становится совсем нервным. Думаешь, всё! Картина Репина…

Утром, в день сдачи экзамена, вообще передвигаешься как луноход. Зарядка без ощущений, завтрак без вкуса… И вот подходишь к двери кабинета, а следующая очередь - твоя. Пик напряжения! Но здесь организм преображается. Появляется какие-то «шестые чувства»: обостряются слух, зрение и память! Сколько раз у меня бывало так: заходишь в аудиторию, берешь билет, произносишь стандартную фразу: «Билет №... Вопросы ясны, разрешите готовиться?» На самом деле в голове туман, задания ни хрена не ясны и кажется, что ни черта не знаешь! Становишься к доске как на расстрел и думаешь «кирдык»! И вдруг в мозгах что-то щелкает, и при закрытых глазах как будто кто-то начинает прокручивать кинопленку с ответом на твой вопрос. Ни один раз на меня бросались преподаватели и начинали лазить по всем моим карманам в поиске шпаргалки. И их можно понять. Посудите сами: стоит беспомощно курсант у доски, открывает беззвучно рот - пузыри пускает. И вдруг, ни с того, ни с сего, начинает с бешеной скоростью строчить мелом на доске ответ! А я и впрямь строчил как можно быстрее, боясь, что «кинопленка» может внезапно оборваться, и тогда точно забудешь, что говорить и писать. Но разве преподавателю это объяснишь, если тонкости работы своего мозга сам до конца не понимаешь?

Помню, сдаем в конце второго курса такую дисциплину как ТЭРЦиС (теория электро-радио цепей и сигналов). Было такое направление, сложное очень. Ну, если не впадать в подробности, это наука об электрических схемах. Многим она давалась с трудом, в том числе и мне. На дворе стояло лето, экзамен был последним. Уже были куплены билеты на поезд «Калининград - Москва» в купейном вагоне, и все мы мысленно были в отпуске. Оставалась только такая мелочь как экзамен... Но, как говорится, где тонко - там и рвется! Преподаватели попалась жесткие, снисхождения давать никому не стали, спрашивали по полной программе. Пять человек тогда из класса схватили по два балла. Я был шестым. И, несмотря на то, что отвечал вроде бы бодро, экзаменационную комиссию своими знаниями не убедил. Выгоняют они меня за дверь (а было это уже после ответа) и говорят: «Готовьтесь, сейчас мы вас будем гонять по всему курсу.» Полистал я минут десять свои конспекты, и такое создалось впечатление, что всю сложную систему знаний в своих мозгах разрушил.Настоящий хаос! Думаю: «Мама родная! Что сейчас будет?!» Приглашают меня в аудиторию и набрасываются как злые волки на бедного ягненка. Устраивают перекрестный допрос. Вопросы сыпятся то слева, то справа, то из одного раздела, то и противоположного. Не забыть мне моего состояния во веки веков! Главное, стою как в тумане, и чудится, что это все происходит не со мной… И вроде как звуки от моих «мучителей» идут какие-то приглушенные, словно из подземелья. А самое главное, что я их не понимаю, будто бы они по-китайски лопочут. Но что мне совсем непонятно, это то, что язык мой как бы сам по себе на все вопросы их отвечает! Что, не пойму, но заливаюсь можно сказать, соловьем. Они мне слово, а я им десять в ответ. Кто мне может объяснить этот феномен? …Допрос продолжался минут двадцать - двадцать пять, пока преподаватели не выжили из меня все соки и не выпустили из своих «когтей» с оценкой «удовл.». Вышел я от них, засосал две «Беломорины» подряд и даже на ужин не пошел ввиду полного отсутствия аппетита. Пропустил и увольнение, а весь вечер пролежал на берегу искусственного водоема, поглядывая на белых лебедей. Был у нас в училище такой живой уголок.

Впрочем, по-разному бывало. В конце первого курса сдали мы сессию, уже купили билеты на поезд, и вдруг меня и еще двоих вызывает к себе командир роты и говорит: «Шабаш, мужики! Ваш отпуск откладывается ввиду отсутствия зачета по «Начертательной геометрии и черчению». От неожиданности мы чуть дара речи не лишились! Была у нас такая дисциплина. Какой идиот ее придумал в учебный процесс нашей специальности вставить, для меня до сих пор загадка. А главное, и экзаменов по ней не было, а просто зачет, который ставился автоматом, при условии сданных всех чертежей и геометрических рисунков. Так вот у нас троих и всплыло откуда-то по одной не сданной работе. Дисциплина эта мне давалась с большим трудом. Весь фокус в ней состоял в том, чтобы иметь пространственное воображение. Быть немножко художником, если хотите... Но навыков в рисовании у меня отродясь не было, потому и проекции всяких геометрических фигур строить у меня получалось плохо. У товарищей по несчастью, судя по всему, тоже. Бросились мы искать преподавателя, но та уже "упилила" домой. Зато нашли лаборантку, молодую девчонку. Хоть она и была малых лет, но шустрая. «Так, - говорит, - могу дать срисовать чертежи, но взамен вы должны «вылизать» нашу аудиторию!» Ха! Испугала! Да за отпуск тут не то что аудиторию, мы и пол-училища отдраили бы в придачу! Разлетелись мы, как воробьи, в разные стороны. Один ведра приволок, другой ветошь, мыло и шампунь где-то сперли (по-моему, у дежурного по училищу). За какие-то два с половиной часа мы «вылизали» все так, что даже коту со своим «местом» было с нами не сравниться! А за это лаборантка вынесла нам готовые чертежи, которые мы успешно передрали и сдали на проверку. Убыли мы на обед, а поев, опять бросились искать преподавателя - узнать результат. Но нашли снова лаборантку, которая нам издали закричала: «Всем зачет!!!» Видать, недаром наше трио старалось! Были удовлетворены все: и преподавательница, и лаборантка и, самое главное, мы! Вот что отпускной энтузиазм делает.

Самым классным считалось не сдавать экзамены, а попасть на халтуру. То бишь оказать помощь кафедре в виде изготовления поделки, стенда или какого-нибудь другого учебного пособия. А за это оценка за экзамен ставилась «автоматом». Жалко только, что такая практика началась лишь на старших курсах.

Была у нас такая дисциплина «РЭБ флота». Это, если расшифровать, «средства радиоэлектронной борьбы на флоте». Кафедра эта была молодая, и учебных пособий было, как говорится, с гулькин нос, практически ничего. Весь наш класс, разбившись на маленькие группы, ушел на халтуру. Кто макеты мастерит, кто стенды варганит, кто схемы паяет. И если обычно при подготовке к экзаменам в классах стояла гробовая тишина - слышно было, как муха жужжит, - то в этом случае все было с точностью до наоборот. Со всех сторон доносились звуки стучащих молотков, визжащих ножовок, сверлящих электродрелей… Из всех углов несло канцелярским или клеем ПВА, воняло припоем и канифолью. По-моему, и сдавать-то экзамен было некому так все ушли в творчество! Преподаватели нарадоваться не могли -все поделки одна круче другой ,потому на отличные оценки не скупились. Одной из последней шла наша группа с действующим макетом. Не работа, а произведение искусства, можно сказать. Наши учителя прямо ахнули, увидев наше творение! Хотели всем поставить «отлично», но вдруг выяснилось, что лимит по пятеркам уже «выбрали» предыдущие товарищи. Не может же весь класс сдать экзамен на пятерки. Пришлось согласиться на несколько четверок…

Вообще, с каждым годом учиться было все легче и легче. Хотя нет правил без исключения. Была у нас на четвертом курсе такая дисциплина «ОЭВТ» (основы электронно-вычислительной техники). Основы компьютеров, которыми сейчас никого не удивишь. Но это сейчас. А в 1982 году это дело было новым и неизведанным. На столе компы тогда не стояли. На все училище ЭВМ была одна. Называлась ЕС-1022. И объем у нее были на две огромные комнаты. Дисциплину нам стали читать еще на третьем курсе, а сдавали уже на четвертом - в зимнюю сессию. Фактически за год. Ох, и тяжело же нам пришлось! Но это отдельная история.

-------------------------------------------------

Полную версию книги читайте на сайте RIDERO.RU

Там вы узнаете:

1. Как спастись оказавшись за бортом корабля в открытом море.

2. Чем опасны ракетные стрельбы.

3. Как замполит обязанности батюшки совмещал.

4.Что является "вечным двигателем " флотских отношений.

... и многое другое.

RIDERO.RU Заходите в магазин, в верхней строчке находите Магазин. Заходите, в поисковике набираете Полундра, видите мою книгу и "кликаете" по ней! Все просто . Приятного чтения.