Помните мою публикацию о том, почему городские автобусы в СССР красили в «охру»? Ох и сеча тогда была на Изюмско… в комментариях. И фото других окрасок приводились, и про «не может такого быть» писали, и просто говорили, что глупости все это. Но никакого документального подтверждения своим аргументам никто не привел.
А я вот заморочился и откопал-таки один документ на эту тему. Правда, речь тут скорее не про «охру», а про то, почему ее не стало, но, тем не менее…
Итак, вначале 80-х Министерство автомобильного транспорта РСФСР и Министерство автомобильной промышленности СССР в очередной раз озаботились окраской автобусов, как городских, так и междугородных. Создан стандарт, по которому должны были окрашиваться все городские автобусы (как внутригородские, так и пригородные), а также автобусы дальнего следования (как местного сообщения, так и междугородные). Это касалось изготавливаемых в данный момент автобусов и тех, которые в проекте.
Документ, правда, не затрагивал машины, находящиеся в эксплуатации – слишком накладно было бы перекрасить весь автобусный парк страны, но… Ремонтные предприятия обязали выпускать из своих ворот технику, уже окрашенную согласно новым цветографическим схемам. Так что «охра» и все остальные цвета сохранялись только до ближайшей «капиталки».
Сама схема окраски выглядела следующим образом. Городские автобусы окрашивались:
- боковины, передняя и задняя стенки кузова – КРАСНЫЙ;
- допускаемые горизонтальные полосы на боковинах между дверями салона и от них до передней и задней стенок, крышки багажных отсеков – БЕЛЫЙ или СЛОНОВАЯ КОСТЬ;
- крыша кузова – КРАСНЫЙ, БЕЛЫЙ, СЛОНОВАЯ КОСТЬ или СЕРЫЙ;
- двери салона – БЕЛЫЙ;
- диски колес или обода (при сборных колесах), спицы - БЕЛЫЙ, СЛОНОВАЯ КОСТЬ или СЕРО-БЕЛЫЙ и на видимой части ступицы допускается ЧЕРНЫЙ;
- рама, подвеска колес и другие видимые части шасси, включая ступицы сборных колес – ЧЕРНЫЙ;
- буфера передний и задний (при изготовлении их из металла) – КРАСНЫЙ или БЕЛЫЙ.
У автобусов дальнего следования окраска была иная:
- боковины, передняя и задняя стенки кузова - ВИШНЕВЫЙ;
- допускаемые горизонтальные полосы на боковинах между дверями салона и от них до передней и задней стенок, крышки багажных отсеков – БЕЛЫЙ, СЛОНОВАЯ КОСТЬ или СЕРО-БЕЛЫЙ;
- крыша кузова – ВИШНЕВЫЙ, БЕЛЫЙ, СЛОНОВАЯ КОСТЬ или СЕРЫЙ;
- двери салона – ВИШНЕВЫЙ и допускается окраска дверей в СЕРО-БЕЛЫЙ;
- диски колес или обода (при сборных колесах), спицы - БЕЛЫЙ, СЛОНОВАЯ КОСТЬ или СЕРО-БЕЛЫЙ и на видимой части ступицы допускается ЧЕРНЫЙ;
- рама, подвеска колес и другие видимые части шасси, включая ступицы сборных колес – ЧЕРНЫЙ;
- буфера передний и задний (при изготовлении их из металла) – ВИШНЕВЫЙ или БЕЛЫЙ.
Были предусмотрены и некоторые отступления от схемы. Например, если на колеса устанавливались декоративные колпаки, то диски колес можно было окрашивать в черный. Кроме того, разрешалось нанесение на боковины кузова рекламы и эмблемы транспортной организации. Однако отдельно подчеркивалось, что «не допускается изменение цветографических схем автотранспортными и авторемонтными предприятиями».
Уже готовы набросать в комментариях фотографии полосатых ЛАЗ-699Р «Турист-2» и ядрено-оранжевых ПАЗ-3201, чтобы опровергнуть все мною сказанное? Не торопитесь.
Вышеописанный стандарт НЕ распространялся на автобусы в северном исполнении, туристские и экскурсионные модели. Под него также не подходили и «автобусы общего назначения», а попросту говоря, весь служебный транспорт, которого в СССР было предостаточно…
Документ вступил в силу с 1987 года. Так что, по крайней мере, с этой даты можно с большой долей уверенности говорить, правильно или неправильно покрашен на заводе тот или иной автобус.
Может, кто-то нашел такой же документ на более ранние периоды? Был бы признателен, если поделитесь. Очень уж хочется узнать: реально «охра» была официальным цветом, или все же появилась спонтанно?