28 октября 2020 года
Здравствуйте! Слушаем сообщение Валерия Б. о ленинградской группе "Кочевники-Савояры".
Они первыми запели рок на русском языке
Уважаемые читатели Дзена и почитатели нашего любимого блога «По волнам нашей памяти»! Сегодня мне хотелось в первую очередь вместе с вами осознать - как быстро бежит время, как оно трансформирует всё, плавно перетекая из одного в другое. Как быстро меняются поколения, интересы и предпочтения во всём, и музыка тому подтверждение. А мы, плывущие по волнам, вспоминаем яркие моменты своего плавания.
Начиная столь издалека, я не хотел умышленно тратить ваше время и не стремился блеснуть словоблудием никчемных фраз. Просто в данном случае надо чётко поймать и понять тот период времени, когда зазвучала эта музыка.
Имя группы "Кочевники-Савояры", я так понимаю, давно забытое и многим даже совсем неизвестное. И уж, скорее всего, для всех будет удивительно то, что именно группа "Кочевники" была первой, которая запела рок на русском языке.
Давайте для начала послушаем их:
"Будь моей судьбою"
При всём уважении к Первопрестольной и не в обиду другим городам, буду смело утверждать, что русский рок родился в Ленинграде, и именно этот город становится столицей отечественной рок-культуры.
Первыми группами были «Аргонавты», «Лесные братья», «Фламинго» и «Кочевники». Позднее к ним присоединились «Мифы», «Россияне», «Санкт-Петербург», «Зеркало».
Теперь, исключая спорные толкования, определимся, что мы находимся в середине 60-х годов со всей средой и атрибутами того времени. В мировой музыкальной субкультуре ушло время американского доминирования, постарели стиляги со своим джазом и твистом, и наступил период «британского вторжения» ритм-энд-блюза. Новыми кумирами стали Beatles и Rolling Stones, а время психоделики, хиппи, декаданса и протеста будет ещё впереди.
Ленинград - статусная столица искусства и культуры. Неудивительно, что большинство известных рок-музыкантов были из интеллигентных семей, где с детства учат ценить литературу, музыку и искусство. И в то же время был большой город как историческое «окно в Европу» с его большими возможностями. И через это окно по радиоволнам просачивалась радиостанция «Люксембург», а вместе с торговыми моряками журналы и записи на «черный рынок». В саду у Инженерного замка рядом со статуей Петра I можно было обменять или купить любую пластинку.
Безусловно, музыкальная лихорадка начинается всюду. Первые музыкальные группы, подражая новым кумирам, организовываются повсюду: при ЖЭКах, на предприятиях, в Домах культуры, в школах, училищах и институтах, и даже во Дворцах пионеров, поющих новую для себя музыку.
Так же начнётся история "Кочевников". Группа, ранее организованная Евгением Леоновым, летом 1966 года перестаёт быть «The Rebels», исполняющей популярные шлягеры на английском, и впервые запоёт свои уже песни на русском языке.
"Оттепель"
Как и все музыканты этого времени, группа столкнётся с проблемами не просто студий записи и репетиционных баз, но и с банальным отсутствием качественных инструментов. Сейчас звучит странно, но первые группы порой играли на самодельных деревянных гитарах, используя струны часто от роялей и электрику телефонных будок. Музыку записывали дома и в любых подсобных помещениях на первые катушечные магнитофоны.
Первая волна музыкантов, включая "Кочевников", работали не ради прибыли или славы. Единственной целью для них была сама музыка, которую они хотели донести до публики. Отличительной чертой "Кочевников" станет удивительное сочетание хороших текстов с мелодичностью ритмов. Это определит пронзительную искренность в звучании, а разнесение вокальных партий на 2-3 голоса будет узнаваемым весь период их творчества.
"Кто-то тихо плачет"
Группа начинает отрабатывать свой материал и впервые показывает сольную программу в кафе "Ровесник" на Выборгской стороне в самом начале 1968 года. В этом же году на фестивале самодеятельных групп в Ленинградском Гидрометеорологическом институте «Кочевники» занимают первое место.
Это приносит им колоссальный успех и свою аудиторию слушателей. В это время формируется и новый костяк группы: Евгений Леонов, Алексей Котов, Павел Файнберг, Анатолий Рывкин. В дальнейшем состав будет меняться.
В то время в ленинградских группах царил некий симбиоз: множество музыкантов состояли не в одной, а иногда даже не в двух группах одновременно. Также заметно было очень быстрое изменение составов ансамблей. Мало кто знает, например, что в "Кочевниках" какое-то время играл на клавишных и пел Михаил Боярский.
Группа выступает на различных пригородных площадках и на самодеятельных концертах и к началу 70-х задумывается о переменах в творчестве. Возникает очень неожиданный момент, связанный с изменением названия коллектива. Сейчас это звучит странно, но в идеологии тех времён на профессиональной сцене были запрещены такие названия, как "Кочевники". Кочевой образ жизни отменен декретом самого Ленина от 1918 года…
И в 1972 году группа выходит уже на профессиональную сцену под новым названием - "Савояры". Музыканты долго думали над ним.
Со слов солиста "Кочевников" Владимира Фадеева узнаем следующее:
Во Франции есть такой департамент, называется: «Савоя». Оттуда пошли городские музыканты, они пели на злобу дня, частушки про королей. Им все сходило с рук. Есть у Гюго «Отверженные». Там мальчик-савояр присутствует…Нашел это название Алексей Григорьевич Котов. Но мы не стали выбрасывать наше старое название. Получилось «Кочевники-Савояры".
Вместе с новым названием появляется статус ВИА, который открывает возможности и преимущества. ВИА могли устраивать концерты, транслироваться по радио, записывать пластинки, что не было дозволено неофициальным группам. Правда репертуар не должен был противоречить идеологии, исполнять не больше двух-трех своих песен, большую часть концертов играть песни, написанные официальными советскими композиторами.
ВИА "Савояры" с 1976 года числятся в Тульской филармонии, а через три года возвращаются в город в статусе группы Ленконцерта. Дальше участие во многих фестивалях, концертах и работа на площадках по всей стране. За это время группа трижды останавливается в творчестве и в 1992 году в связи с окончательным и неожиданным уходом Евгения Леонова из коллектива покидает музыкальное подмостки на 20 лет.
Надо отдать должное и поблагодарить Владимира Фадеева и Николая Гречушникова, которые в 2012 году возрождают группу для концертов.
"Не спрашивай, зачем"
И мы, конечно, не будем спрашивать, зачем…
Музыканты поют свои шлягеры, и у старых поклонников появляется шанс вновь услышать любимые песни уже в лучшем качестве, чем на затёртых любимых бобинах катушечных магнитофонов. А сами музыканты активно призывают молодых пополнить их ряды для записей сохранившегося и не востребованного ранее песенного материала.
Это явление не остаётся незамеченным, а старые песни возрождают интерес настолько, что появляются интересные каверы.
Александр Травин - "Если ты нуждаешься во мне"
Благодарю всех, кто дочитал эту статью и вспомнил или узнал эту замечательную группу.
Надеюсь, что мы вместе прочувствовали быстротечность и изменчивость мира. Всё так или иначе из чего-то возникает, живёт и уходит, рождая новое и оставляя волны памяти.
И то, что было, и то, что есть, и то, что будет - оно не хуже и не лучше, оно будет всегда другим…
Утверждение, что "Кочевники-Савояры" были первыми рок-музыкантами в нашей стране, прочитал здесь:
Градский А. Легенды русского рока: история отечественной рок-музыки. ̶ М. ̶ 1999. ̶ С. 100.