Найти в Дзене

Обращение Самоедов в Христианство

О местах расселения Архангельских самоедов и краткой истории о народе (до 1848 г.) предыдущая статья.
Здесь же об обращении Архангельских Самоедов в Христианскую веру. Про языческую их веру в следующей статье. Первоисточник текста датируется 1848 годом.
Первые попытки обращения Самоедов в христианскую веру были сделаны еще в конце XVIII-го столетия. Архангельский епископ Вениамин, с согласия

О местах расселения Архангельских Самоедов и краткой истории народа (до 1848 г.) предыдущая статья.

Здесь же об обращении Архангельских Самоедов в Христианскую веру. Про языческую их веру в следующей статье. Первоисточник текста датируется 1848 годом.

Первые попытки обращения Самоедов в христианскую веру были сделаны еще в конце XVIII-го столетия. Архангельский епископ Вениамин, с согласия местного гражданского начальства в 1784 г., предпринял образовать несколько Самоедских детей в Архангельской духовной семинарии, с тем, чтобы впоследствии послать их проповедовать Евангелие своему народу. Обучаясь наравне с другими учениками, они оказали хорошие успехи в науках и достигли до классов риторики и философии; но этот первый опыт не удался; все воспитанники-Самоеды один за другим померли, не будучи в силах свыкнуться с несродною пищею и запертым, теплым комнатным воздухом.

Вениамин (Краснопевков), архиеп. Нижегородский. Портрет. XIX в. (РГИА)
Вениамин (Краснопевков), архиеп. Нижегородский. Портрет. XIX в. (РГИА)

В 1822 г. епископ Неофит, по изъявленному некотрыми из Самоедов желанию принять св. крещение, отправил в их кочевья священника Федора Истомина, для проповедования им христианства, и несколько человек Самоедов приняли св. крещение. В следствие донесения о том Священному Синоду, повелено было епископу Неофиту приступить к общему обращению Самоедов в христианство и составить, по этому предмету, начертание правил. Предоставленное им начертание правил было в 1842 году Высочайше утверждено; сущность его состоит в следующем: обращение Самоедов в христианскую веру предназначено начать с их старшин и богачей в Пустозерском приходе. Для этого послать в этот приход, а потом в Самоедские кочевья, в Большеземельской, Канинской и Тиманской тундрах, двух священников, поставив им в обязанность войти в сношения с Самоедами, кротостию и благоприветливостью снискать их доверенность и вникнуть в их образ жизни и понятия; потом стараться, беседуя с ними, убеждать в истинах евангельского учения и крестить тех, кто изъявит на это согласие. Повелено было отправить с этими священниками две подвижные церкви. Епископ Неофит, вместо отправления в Самоедские кочевья двух священников, составил для того духовную миссию, назначив начальником ее Сийского монастыря архимандрита Вениамина.

Канинская тундра.
Канинская тундра.

Духовная миссия приступила к трудам своим в 1825 г. и начала обращение Самоедов с ближайшей Канинской тундры. После обращения некоторого числа их в разных местах, при большем собрании Самоедов, в Канинских горах крещены были: старшина этой тундры Хохоля Баракулев, Петр Канюков и другие. Старшина Баракулев, вскоре после крещения, при устье р. Шойны, неподалеку от того места, где происходило крещение, построил себе избу и тем первый подал пример прочим Самоедам строить избы в их кочевьях.

В начале 1826 г. обратились в христианство 420 Канинских Самоедов, последовав примеру своих старшин.

Принятие Самоедами христианской веры имело благодетельное влияние на некоторые их обычаи. Новокрещенным запрещено было употреблять в пищу падаль оленей и других зверей, что Самоеды-язычники до сих пор делают. Употребляющие в пищу падаль издают от себя нестерпимо вонючий запах.

Весною 1826 г., духовная миссия, с подвижною церковью, отправилась в Большеземелскую тундру, под самый Уральский хребет, где, поставив при оз. Хорвее подвижную церковь и совершая в ней богослужения, при звоне колоколов, тем и другим обратила на себя внимание Самоедов. Здесь, в течении лета обратилорсь из них в христианство 357 человек.

Во время зимы 1826-1827 года духовная миссия производила обращение Самоедов Тиманской тундры. Сперва обратились и крестились знатнейшие их богачи, а вслед за ними и другие в значительном числе.

Весною 1827 г. духовная миссия снова отправилась в Большеземельскую тундру. Там производили обращение и крещение Самоедов в разных местах, а особливо на берегах Ледовитого моря, при острове Варандее, при р. Коротайхе, и при Югорском шаре, и подле острова Вайгача. Всех Самоедов в Большеземельской тундре в 1826, 1827 и 1828 году крещено 1 871 человек.

Большеземельская тундра.
Большеземельская тундра.

В 1829 году и по 1 мая 1830 г., духовная миссия снова находилась в Канинской тундре, где те самые Самоеды, которые прежде не согласились на принятие христианства, теперь охотно его приняли. Всего же в Канинской тундре крещено 668 человек.

Между тем, по смежности этой тундры с Тиманскою, миссия обращала Самоедов и в Тиманской тундре, при р. Пеше и в других местах. Самоеды этой тундры все перешли в христианство и крестилсь в числе 764 чел. А всего обращено и крещено духовною миссиею, во всех тундрах, 3 3030 чел. обоего пола.

Малоземельская тундра.
Малоземельская тундра.

Самоеды народ весьма кроткий и мирный. Ласковое обхождение, приветливость, снисходительность к обычаям их: вот меры употребляемые миссиею в обращении их в христианство.

Но в особенности выжным средством к тому был перевод Нового Завета на Самоедский язык. Почти все Самоеды Большеземельской тундры не знают Русского языка. Приняв это во внимание, управляющий миссиею, с самого начала 1825 г. стал обучаться Самоедскому языку, а изучив оный, составил грамматику и лексикон этого языка и перевел на него сперва Евангелие от Матвея, а потом и прочие книги Нового Завета.

После приведения, таким образом, большей части Самоедов в Православную веру. Высочайше ассигновано было 75000 руб. ассигнациями на построение в тундрах трех деревянных церквей, с домами для причтов, в ледующих местах: в Большеземельской тундре, при р. Колве, в Тиманской при р. Пеше, и в Канинской, при р. Несе. При Колвинской церкви назначено быть двум священникам, и одному диакону. Жалованья в год назначено: священникам по 1000 руб. ассиг., а диакону 700 руб. ассиг. Один из священников должен находиться в беспрестанных разъездах по тундре, а другой – оставаться при церкви; дьякон же назначен для совершения обрядов, так и для обучения Самоедских детей Русской грамоте. При Пешинской и Несинской церквах назначено быть по одному священнику и жалованья приизводить им по 1000 руб. ассиг. Причетникам из Самоедских детей, при всех трех церквах, назначено жалованья по 300 руб. ассиг. Существование духовной миссии прекращено 1 мая 1839 г., так как цель назначения ее была уже достигнута.

При всех трех церквах заведено обучение грамоте Самоедских малолетних детей, что в особенности при Колвинской церкви, идет успешно. Многие (при Колвинской церкви более 20 человек) выцчились читать и писать по Русски, также обучаемы были пению и церковному уставу, и определены потом причетниками в свои церкви, другие же поступили в писаря к Самоедским старшинам. Многие из крещеных Самоедов Ижемских, в особенности женившиеся на Зырянках, сделались оседлыми и поселились на р. Колве при их церкви, где построили себе 12 изб, обзавелись лошадьми и рогатым скотом, и занимаются огородничеством, скотоводством, рыболовством, ловлею птиц и другими промыслами.

Куропатка
Куропатка

Для разъездов по тундре, при каждой церкви находятся стада оленей, при Несской до 100, а при Колвинской до 300 голов. Духовничество ездит по тундре на Самоедские становья, с выдвижною церковью, летом – на лодках, а зимлю и осенью – на оленях.

Северный олень
Северный олень

Ижемские Самоеды почти все крещены: их всего 557 душ мужского и 556 женского пола (по сведениям за 1847 год). Так как они живут около Зырян, то и переняли у них обычаи и до того привыкли говорить на Зырянском языке, что почти забыли свой родной язык. В числе Пустозерских Самоедов крещеных 508 душ мужского пола и 441 женского пола, а не крещенных 510 душ мужского пола и 330 женского пола; всего 840 душ язычников. Они богаче других Самоедов, и наречие их есть самое чистое. Усть-Цылемские Самоеды все крещены; их 148 душ мужского и 152 женского пола. Канинских Самоедов крещеных 400 душ мужского и 416 женского пола; некрещеных 21. Канинские и Триманские самоеды, от частых сношений с Русскими, довольно обрусели, и говорят хорошо по Русски.

Всего Самоедов крещеных 4043 души обоего пола, некрещеных 861 и кроме того есть еще некрещеные в Канинской тундре, но число их невелико.

Первоисточник текста: Военно-статистическое обозрение Российской империи : издаваемое по высочайшему повелению при 1-м отделении Департамента Генерального штаба [трудами офицеров Генерального штаба]. - СПб. : Тип. Деп. Ген. Штаба, 1848-1858. - Загл. Т. 16, ч. 5 : Статистические описания губерний и областей Российской империи, по высочайшему повелению издаваемые Департаментом Генерального штаба Военного министерства.

Т. 2 : Северо-Восточные губернии : Ч. 1-4. - 1850-1853.

Т. 2, ч. 1 : Архангельская губерния / [по рекогносцировкам и материалам, собр. на месте, сост. Циммерман]. - 1853. - [6], 282, [24] с., [5] л. табл. : табл. - На шмуцтит. загл. : Военно-статистическое обозрение Архангельской губернии.

Фотографии тундр и животных с сайтов: отсюда и отсюда