Северная война 1700-1721гг между Швецией и Россией (ну плюс союзники), начиналась как сухопутная!
Петр Первый, отвоевав у шведов территорию, построил Петербург. Безопасность столицы, да просто стратегия, если на карту взглянуть, настоятельно требовала вести дальнейшие военные действия в Прибалтике и Финляндии. Что невозможно без военного флота - которого у России на тот момент не было совсем. Напомню что флот, это не только корабли и моряки - это прежде всего система, позволяющая флот строить: верфи, заводы (на тот момент - пушечные, парусные, канатные), учебные заведения, готовящие моряков. Если все это есть - то флот бессмертен, он возрождается даже при полной гибели эскадр.
Но ничего этого у Петра на 1703 год не было - начинать приходилось с полного ноля. При том что у шведов флот был - и именно в указанном мной контексте. Вполне современный и мощный флот с боевым опытом войн с Данией (которая тогда была вполне серьезной европейской державой). Ну а Швеция на тот момент претендовала на роль северной сверхдержавы, считая Балтику своим "озером".
Шведский флот имел несколько десятков многопалубных парусных линкоров - по тем временам, это как американские авианосцы сейчас. И огромное количество более мелких кораблей. Нам построить равный по силе, а тем более превосходящий флот было невозможно, и Петр Первый это понимал. Невозможно хотя бы потому, что корабельный лес полагается выдерживать несколько лет, чтоб не гнил. И нет обученных людей - не только офицеров , даже матросов в Голландии поначалу пришлось нанимать, исторический факт. А мощности спешно построенных верфей катастрофически уступают шведским, и опытных кораблестроителей тоже нет.
Однако война идет - и воевать как-то надо здесь и сейчас! Но ведь у нас были поморы! Верно, арктический флот России на тот момент был лучшим. Если землепроходцы на своих корабликах и на Шпицберген-Грумант ходили, и на восток за Таймыр, а регулярные рейсы на Мангазею были обычным делом.
Но вы учтите, что торговые моряки не приучены к строю, не требуется это им - а значит, в эскадренной службе от них проку мало. И поморский коч размером, а также в постройке и управлении им, сильно отличается от многопушечного фрегата. Так что поморы были лишь несколько более подходящим ресурсом для создания флота, и не более того. Они были сильны у себя дома, на севере - куда бы европейский флот не сунулся, ну что делать парусным линкорам во льдах?
А на Балтике, повторяю, война уже идет, и как-то решать боевые задачи надо, и что делать? Решение Петра было гениальным. У России не было морского флота - но с давних времен имелся речной флот. Кто там изощрялся по поводу двух русских бед - ну с дураками вопрос опустим, не мы одни от них страдали - кому интересно, прочтите, что творилось у англичан в Балаклаве в Крымскую войну, только своего Льва Толстого у них не нашлось ту дурость и воровство описать.
А вот роль дорог у нас издавна играли реки - а потому, хватало людей, которые умели строить гребные корабли и сами были привычны к веслу. При том что гребная мелочь куда менее требовательна к выучке экипажа, может быть построена в большом числе, и плевать что сгниет через пару лет, она дешева, новых настроим. Она непригодна для господства на море - ну так нам это и не надо, господствуйте себе от нашего берега подальше, нам от того ни жарко ни холодно.
Конечно, выглядит это совершенно непрезентабельно в сравнении с парусными линкорами и фрегатами - но боевые задачи решает, а что еще нужно на войне?
И настал для шведов кошмар: русские воюют не по правилам! Где морские баталии - это черт знает что!
31 мая 1702 года, бой на Псковском озере между шведской эскадрой командора Лешерна, пять судов, и посаженным на карбасы отрядом солдат полковника Толбухина. Итог - шведы выбиты из пролива, русские прорвались в Чудское озеро, шведская 4-пушечная яхта "Флундран" взята на абордаж и стала русским трофеем.
15 июня - русский отряд, четыреста солдат под командой подполковника Островского, на соймах и карбасах атакует шведскую эскадру вице-адмирала Нумерса, три бригантины (от 5 до 12 пушек), три галиота (от 6 до 14 пушек) и две лодки, в устье реки Вороны на Ладожском озере. Нумерс бежал, имея значительные потери в людях и повреждения кораблей.
10 июля - бой между отрядом русских карбасов под началом генерала Гулица и четырьмя шведскими судами на Чудском озере, русскими взята на абордаж 12-пушечная яхта "Виват".
27 августа - 30 карбасов с русской пехотой, командир полковник Тыртов, атакуют шведскую флотилию все того же Нумерса возле Кексгольма. Потеряв пять кораблей (два сожжены, два взяты на абордаж, один потоплен), Нумерс удрал в Выборг, оставив Ладожское озеро в нашей полной власти, больше шведы туда и не совались.
Ну и наконец "небывалое бывает", вошедший во все анналы бой в устье Невы, когда шведские корабли "Гедан" и "Астрильд" были взяты на абордаж русским десантом под командой самого Петра и Меньшикова. Наверное этот швед Нумерс был редкостным долбоящером, три раза подряд на одни и те же грабли, это талант надо иметь.
Были еще бой на Чудском озере, когда из всей шведской флотилии в пятнадцать вымпелов спасся лишь один. И два шведских судна, взятых на абордаж у Нарвы. Замечу, что по тем временам, яхта с двенадцатью пушками, это примерно как сейчас миноносец. А мы выставляли против них рыбацкую посуду, какую можно было найти в каждой прибрежной деревне. И побеждали, захватив господство еще не на море, но на реках и озерах.
Строго говоря, это формально был даже не флот, а армия? Ну так побеждали они шведский флот - а значит, могли и сами считаться моряками?
Для Финского залива потребовались уже кораблики посерьезнее. Тут и до шведов наконец дошло - и они начали строить галеры. Однако же эта здравая идея обесценивалась установкой тяжелых корабельных пушек, что сильно увеличивало осадку - и в итоге это были боевые единицы, непригодные для мелководных финских шхер, и слишком слабые для открытого моря.
У нас тоже поначалу пытались строить что-то похожее - но быстро сообразили, и перешли к скампавеям. Что есть по факту, речной струг, на которых Стенька Разин ходил, только чуть больше размером и парус косой, осадка метр всего, вооружение одна полевая трехфунтовка, и то не для морского боя, а чтоб десант огнем сопровождать.
Именно такие корабли решили исход Гангутской битвы 7 августа 1714г. Шведский флот под командой Густава Ваттранга блокировал русский флот у мыса Гангут. Куда деваться? Прямое столкновение - однозначный проигрыш, уйти нет возможности.....
По всем военным канонам Петр должен был либо сдаться, либо уничтожить галеры и вывести людей через леса!
Но царь проявил творческий подход - приказал строить переволоку через мыс, чтобы по сухопутью перетянуть корабли в соседнюю бухту.
Шведы конечно это увидели и отправили отряд под командой Нильса Эреншельда в 10 вымпелов, чтобы уничтожить русские корабли и по ту сторону мыса! Тягчайшая ошибка шведов! Но не очевидная! Разделение сил, при колоссальном преимуществе было сочтено тактически выгодным!
Но русский царь увидел и свою выгоду в такой расстановке сил! Дождавшись полного штиля, он ввиду неприятеля просто провел свои корабли вдоль берега, по мелководью (где шведы из-за большой осадки ходить не могли, а подойти туда где глубины позволяли хоть обстрелять противника мешало безветрие - корабли то парусные).
Обогнув мыс, Петр атаковал отряд Эреншельда! Шведские историки пишут о трех атаках, якобы первые две были героически отбиты артиллерией! Но исследования архивов показали, что это выдумка, попытка самооправдания за бездарно слитый бой! На самом деле все 10 кораблей шведов были захвачены или уничтожены в первой же атаке!
Основной отряд Ваттранга, пораженный столь нетривиальными способностями этих непредсказуемых русских, испытывать судьбу не стал - плюнув на все ушел домой....
И началось для шведов продолжение кошмара, уже применительно к финскому побережью, ну а морем владейте, это нам никак не мешает. Хотя и на море бывало всякое. Под конец той войны было, когда русские десанты совершали массовые набеги на шведское побережье, чтоб Швецию к миру принудить. Все тот же "армейский флот" - но шведский флот настоящий, помешать не сумел никак!
Один из ярчайших тому примеров - Гренгам, ровно через 7 лет после Гангута, когда наш десантный отряд на переходе, в море, столкнулся со шведской эскадрой - по всем канонам, тут должно быть избиение десанта! Открытое море, подавляющее преимущество шведов в огневой мощи.... Да нашим галерам просто нечего было противопоставить линейному кораблю и 4-м фрегатам (не считая прочих)! Те должны были используя преимущества в ходе просто ходить на безопасном расстоянии и спокойно расстреливать галеры! А при свободе маневра уклониться от абордажа элементарно!
Но наш командующий Голицын, сухопутный генерал, не моряк, этого не знал. И сумел сначала заманить погнавшихся за ним шведов в шхеры и на мелководье (в шведских водах!), а затем уже по традиции, вперед на абордаж.
В итоге, четыре фрегата стали нашими трофеями, остальные сбежали. Хотя честно скажу, этот бой был уже "на баллистической вершине" возможностей, все на волоске висело - что было бы, окажись берег чуть дальше - но заслуга сухопутной крысы Голицына в том, что он этот волосок разглядел и сумел по нему пройти. А шведские профессиональные моряки, вдобавок в своих, известных как отче наш водах - не смогли!
И еще заслуга предков. Что этот удачный опыт они не возвели в абсолют, а трезво оценили его пределы, не крича о "чисто русском морском пути - парус дурак, весло молодец".
Все имеет свои границы - когда уже во второй половине девятнадцатого века парагвайцы попытались так же брать на абордаж аргентинские броненосцы на реке Парана, то были жестоко биты - пушки и ружья уже малость совершеннее, дальнобойность и скорострельность выше.
Развивалась и наша школа военного кораблестроения, но это уже совсем другая история....