Существует стереотип, что чем образованнее люди, тем они менее религиозны. На самом деле это правило почти не работает, хотя есть соблазн думать, будто вера в Бога вступает в прямое противоречие с образованием. Ниже я предложил 5 ответов на вопрос в заголовке.
Наука и религия не всегда конфликтуют
Под образованностью людей понимают то, что люди имеют некоторый общенаучный базис, они обладают достаточным уровнем просвещенности, согласуют свои воззрения с научной картиной мира.
Однако общая просвещенность человека не является проблемой для веры в Бога. Наука не может ответить на все предельные, философские, экзистенциальные вопросы, и в таком случае религия как пазл ложится в пустоты мировоззренческой мозаики. Например, Вселенную создал Бог посредством Большого взрыва.
Существуют сотни примеров, когда именно ученые, верующие в Бога, занимались и до сих пор занимаются наукой. Это могут быть ученые абсолютно разных областей знания: физики, химики, математики, историки, социологи, философы.
Вера в Бога подстраивается под современность
Еще несколько веков назад те же христиане реально верили, что Бог - это седой дедушка на облаке, что он следит за всеми и контролирует мироздание. С развитием науки многие религиозные постулаты стали пересматривать, и верующие начали говорить, что Бог - "это вам не седой дедушка на облаке".
Люди всегда пытаются узреть в своих религиях какие-то тайные глубинные смыслы. С развитием образования эти постулаты приобретают с каждым разом всё большее количество смысловых слоев. Религиозная картина усложняется и из простого набора мифов превращается в сложную интеллектуальную систему.
Помимо христианства существует огромное количество новых религиозных движений, которые возникли на базе научных открытий и старых религиозных традиций. Поэтому нет ничего удивительного в том, что образованные люди с легкостью включаются в новые религиозные системы.
Быть образованным - не значит разбираться в религии
Наблюдая за тем, что говорят разные ученые о религии и вере в Бога, я пришел к выводу, что эти люди чаще всего не разбираются в предмете. Они могут быть замечательными физиками, химиками, историками, но это не делает их экспертами в вопросах религии. Чего уж говорить о людях, которые образованны, но не имеют научных степеней.
Поэтому нет ничего удивительного, что образованные люди верят в Бога. Они просто не заходят слишком далеко, чтобы понять основы их веры. Для них это "неизведанная земля". Но традиционно они могут верить в Бога, имея свои на то причины.
Иногда люди, получившие образование, наоборот могут поверить в Бога. Это не обязательно будет приверженностью к какой-либо крупной религии. Это может быть вера в Бога, основанная на индивидуальном опыте человека.
Религиозность заложена в природе общества
О необходимости религии в жизни человека писали еще 100 лет назад. Один из отцов социологии Эмиль Дюркгейм писал, что безрелигиозных обществ не существует. В обществе всегда будет какая-то религия. Отсюда образ бога может перекладываться с традиционных на новые образы: с веры в спасение во Христе на веру в идеальное коммунистическое будущее.
История не знает случаев безрелигиозных обществ. СССР и Северная Корея тому пример. В обеих странах, где был провозглашен атеизм, произошла сакрализация ключевых событий и персон. В религиоведении такие религиозные системы называются социоцентрическими.
Большинство людей всегда будут религиозны, и неважно, являются они образованными людьми или нет. Тем более человечество не смогло преодолеть различного рода потрясения и кризисы, которые сильно активизируют религиозность людей.
Раздельное мышление
Про раздельное мышление я уже писал статью здесь. Основная мысль в том, что у людей в процессе взросления формируется психический механизм, который позволяет сосуществовать противоречащим друг другу взглядам. Они могут быть как религиозные, так и нерелигиозные.
Допустим, верующий считает своей ценностью милосердие, любовь к людям, но параллельно не любит евреев или мусульман.