Эту статью я подготовила специально для челленджа Дзена #интервью
Хочу вас познакомить с участницей нашей дружной #арт-банда Евгенией Виньковой. Женя – художник, работающий со стеклом и пишущий замечательные картины. Живет и работает в Москве. Ее творческая карьера началась в 40 (!) лет и с тех пор успешно развивается. У нас получился очень откровенный разговор о том, как творчество приходит в нашу жизнь, как начинает приносить деньги, что мешает получать больше и когда на самом деле имеет смысл уходить с основной работы, чтобы полностью посвятить себя искусству.
Здесь вы можете прогуляться по мастерской Жени.
Арт-дневник: Женя, какой у тебя бэкграунд: образование, основная работа?
Евгения Винькова: У меня два высших образования. По первому я инженер-электрик, в 22 года окончила Московский институт электронного машиностроения (в настоящее время – Московский институт электроники и математики им. А.Н. Тихонова). Практически сразу после окончания вуза я с мужем уехала на Север и устроилась на работу в издательство. Работала пресс-дизайнером, верстала газеты и журналы. Это были 1990-е годы, и я впервые выехала за границу – в командировку в Италию. Поскольку наше предприятие покупало там оборудование, итальянцы учили нас с ним работать, обучали цветоделению. Сначала мы учились, а потом путешествовали. Там я впервые увидела венецианское стекло.
Потом мы вернулись в Москву, и я пошла работать на телеканал «ТВ Центр» видеомонтажером. Через четыре года я перешла на ZDF, «Второе немецкое телевидение», где работаю уже 20 лет видеоинженером. Я думаю, что мой глаз так натренирован, потому что мне 20 лет приходится работать с видео. Для тех, кто не знает, в одной секунде видео 25 кадров, а каждый кадр – это композиция. Мой опыт помогает мне четко выстраивать композицию, а необходимость выравнивать кадры по цвету дала мне способность точно смешивать оттенки - для многих начинающих художников это больной вопрос.
Арт-дневник: В каком возрасте ты заинтересовалась творчеством, не связанным с основной работой?
Е.В.: В 40 лет я случайно увидела у какой-то знакомой вазу, выполненную в технике декупаж, и захотела сделать такую же. К тому моменту мои дочери выросли и появилось больше свободного времени для себя. Я увлеклась этой техникой, поступила в «Школу декупажа» на Курской, где окончила двухгодичный курс декоратора. Изучала всевозможные техники, в том числе и роспись по стеклу, декорирование стекла. Но тогда стекло еще не стало моей основной любовью. Мне просто нравилось преображать предметы, давать им вторую жизнь. А потом мне захотелось научиться вписывать то, что у меня получалось, в интерьер. Я поняла, что мне для этого катастрофически не хватает знаний.
Поэтому в 43 года я пошла получать второе высшее образование в «Академическую школу дизайна» (АШД), учиться на дизайнера интерьера. Помимо прочих дисциплин нам преподавали живопись. Потому что невозможно отрисовывать интерьер, не имея хотя бы базовых знаний в этой области. Мы работали с карандашом, акварелью, гуашью. И я осознала, что живопись мне безумно нравится. Но дальше был летний перерыв в занятиях АШД. И за эти летние месяцы я прошла четыре школы рисования для взрослых в Москве. Но каждый из учителей этих школ рекомендовал мне индивидуальные занятия, потому что подобные курсы рассчитаны на начинающих, а я уже переросла этот уровень. Педагоги говорили, что мне нечего делать в группе для начинающих. После года мытарств я попала в мастерскую Тимофея Смирнова в АШД. Хотела раньше, но в его группе не было мест. Как раз прошел год с того момента, как я получила диплом дизайнера интерьеров. На первом же занятии мне очень понравилась манера преподавания Тимофея, и я считаю, что он фактически «вывел меня в художники». Он до сих пор помогает мне раскрыть мои сильные стороны и нивелировать слабые. Я очень многому у него научилась.
Листайте галерею с работами:
Арт-дневник: Увлечение живописью и работой со стеклом произошло в одно и то же время?
Е.В.: Да, стекло появилось в моей жизни примерно тогда же, когда и серьезное увлечение живописью. По окончании АДШ как дизайнер интерьеров я делала несколько частных проектов. Но тут встал вопрос об обустройстве нашего загородного дома, и мне захотелось сделать витражи для входной двери. Я стала изучать вопрос и оказалось, что это очень дорогое удовольствие. И тут я подумала, что я же все люблю делать своими руками, почему бы не попробовать сделать витражи самостоятельно. Пошла на курсы изготовления витражей «Тиффани». И, собственно говоря, с этого момента началась моя любовь к стеклу. Это было почти 10 лет назад. Я влюбилась в этот материал, в его возможности, в то, насколько преображается интерьер, если в нем есть витражи. Сначала я работала в технике «Тиффани», а на собственную печь для спекания стекла (фьюзинга) накопила значительно позже. Я проходила курс по спеканию стекла в Москве, а затем брала еще несколько мастер-классов в Германии.
Листайте галереи с работами:
Арт-дневник: Сейчас кажется, что стекло тебя увлекает больше, чем живопись. Это так?
Е.В.: Честно говоря, я не разделяю живопись и стекло. Мне нравится и то, и другое. Но стеклом я занимаюсь больше. Картины пишу тогда, когда у меня есть для этого соответствующее настроение и энергетика, когда я нахожу захватывающий сюжет. Со стеклом же я работаю каждый день, поэтому, возможно, и складывается такое впечатление. Но и писать я могу сутками напролет, если сюжет меня увлекает. Изначально рисование мне требовалось в том объеме, в котором оно нужно дизайнеру интерьера. И только потом я поняла, что могу писать настоящие картины и мне это нравится. А когда мне что-то нравится, я себе обычно в этом не отказываю.
Листайте галерею с работами:
Арт-дневник: Почему несмотря на очевидный успех со стеклом ты не оставляешь живопись?
Е.В.: Говорят, что писателю надо писать книги тогда, когда он не может не писать их. Вот и я пишу картины, потому что не могу их не писать. То же самое касается работы со стеклом. Хотя у меня бывают редкие периоды затишья, когда я просто что-то обдумываю и не хожу в мастерскую.
Арт-дневник: В какой момент твое увлечение начало приносить тебе деньги? Каково сейчас соотношение между доходом от основной работы и доходом от творчества?
Е.В.: Все это началось как занятие для души. Я захотела сделать себе витражи и сделала их. Сначала для загородного дома, затем для квартиры. Я не мелочилась, не начинала с малого. Это сразу были большие объемные работы – и это дало мощный опыт. Ну а дальше появились знакомые, которые тоже захотели себе витражные картины, витражные фигурки. Я подумала: «Почему бы и нет?» Их стали покупать. А стекло вообще-то совсем недешевое увлечение. Это дорогие инструменты и дорогие материалы. Потихоньку затраты на стекло стали возвращаться – это было приятно.
Когда проекты стали масштабнее, стало очевидно, что в моей маленькой мастерской на даче места уже не хватает. Да и работать там можно было только летом, а руки требовали работы и зимой. Мне повезло найти подходящее помещение для мастерской в центре Москвы, недалеко от дома. Историю об этом (и еще много интересных подробностей) вы можете найти в моем Instagram по хештегу va_осебе.
Если говорить о соотношении между доходом от основной работы и доходом от творчества, на данный момент я окупаю содержание мастерской и покупку материалов. Пожалуй, на творчество приходится пока 1/5 моего общего дохода.
Арт-дневник: Ты участвуешь в выставках? Какие из них тебе нравятся?
Е.В.: В 2017 году со стеклом я участвовала в Берлине в Kreativ Tage – это была одна из моих первых выставок. В России моя любимая выставка – «Формула Рукоделия», я стараюсь участвовать в ней дважды в год (обычно она проходит три раза в год). Еще есть хорошая выставка «Ладья», но она пока только в планах. Картины я выставляю в России тоже примерно дважды в год.
Зимой я буду участвовать в выставке «Формула Рукоделия Москва. Зима 2020», которая пройдет 18-20 декабря в Даниловском Event Hall. Там на стенде D1.3 можно будет увидеть мои работы из стекла. Мои картины сейчас выставляются в «СУП-кафе» возле метро «Белорусская». Вся информация о выставках есть в моем профиле в Instagram. А если кто-то не может прийти ко мне на выставку, я буду рада гостям в моей мастерской в десяти минутах ходьбы от метро «Таганская» - там можно увидеть большинство моих работ (картины, витражные фигурки, украшения из стекла, тарелки, фонарики и многое другое).
Арт-дневник: Как члены семьи относятся к твоему творчеству?
Е.В.: И муж, и дочери меня полностью поддерживают, родители гордятся и с самого начала хвастаются моими успехами. Муж и отец помогли мне оборудовать мастерскую, сделали всю мебель по моим эскизам – столы, стеллажи, диваны. А дочери дают психологический «пинок»: напоминают, что я недостаточно высоко оцениваю себя и свои работы. Они же помогают мне развивать Instagram. В общем помощь идет со всех сторон.
Арт-дневник: Какого уровня ты должна достичь, чтобы оставить основную работу и зарабатывать только творчеством?
Е.В.: Пока я не могу оставить основную работу, и это болезненный вопрос. Работа кормит не только меня, но и остальных членов семьи. Родители уже на пенсии, детей надо поддержать, и если я уйду прямо сейчас, нам будет не хватать средств. С другой стороны, я понимаю, что это только вопрос времени. Я смогу уйти с основной работы, только когда разрешу проблемы в своей голове и начну наконец-то продавать свои работы за их реальную стоимость. А не за себестоимость, как это происходит сейчас. Когда я начну по-настоящему ценить свой труд.
Арт-дневник: Какие внутренние проблемы мешают тебе прийти к этому?
Е.В.: Проблема в том, что я пока недостаточно ценю себя как специалиста. Мастера по стеклу учатся десятилетиями, а я развилась слишком быстро, достигла высокого уровня и оказалась к этому морально не готова. У меня «синдром ученика», хотя мои работы уже давно не ученические. Я постепенно избавляюсь от этого.
Арт-дневник: Что бы ты могла посоветовать тем людям, у которых есть увлечения, которые могут потенциально заменить доход от основной работы?
Е.В.: Я бы посоветовала то же, что советую себе – верить в себя. Главное препятствие на пути к цели – наши сомнения. Очень важно адекватно оценивать себя и свои силы и верить в то, что все получится. Не оставляйте основную работу, пока не поймете, что доходы от творчества стабильно держатся на нужном вам уровне.
И еще совет: делайте то, что нравится. Не думайте о деньгах, когда вы начинаете заниматься любимым делом. Творчество дает гораздо больше, чем деньги. Самое главное – это заряд бодрости и энергии. Это особенно важно для людей в возрасте. Когда ты занимаешься любимым делом, даже если окружающие пока не покупают твои работы, а только восхищаются, ты все равно получаешь заряд энергии, у тебя повышается настроение и появляется стимул творить дальше. И это, пожалуй, самое главное! Если начиная свое дело, думать о деньгах, то от творчества там уже мало что останется. Если делать массово то, что пользуется спросом, но не вдохновляет, чем это будет отличаться от самой обычной работы?
Если вы хотите ближе познакомиться с творчеством Евгении Виньковой, у нее есть две активные площадки: Instagram @Vinkova_art и сайт www.vinkova-art.ru.
Вам также могут быть интересны статьи:
Если вам понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь на канал :)