Из воспоминаний Борисова М.В. на сайте "ЯПОМНЮ".
Прилетели в Красноярск, стали принимать "Бостоны" по ведомости. Перегнали. Вооружение 6 пулеметов на носу, были другие варианты с пушками. Гоняли машины в течении года, полк был перегоночным, далее фронт. Налет у нас был большой.
Тренировались на Новой Ладоге, но использовали только учебные болванки. Надо зайти на необходимой высоте и сбросить данную учебную торпеду. Сходили три раза на полигон и все.
Первый вылет сделал, торпеду сбросил. Торпеда по носу всего 15 м прошла и утонула. Богачев использовал бомбы по топматчевому методу. Он бомбы близко сбросил, они рикошетом перепрыгнули корабль и утонули.
База находилась в Клопицах. После вылета шли по Финскому заливу, далее прижимались к Финляндии. Пролетали на бреющем между кораблями, которые охраняли сети и город Хельсинки. Все это проскакивали и выходили на простор. Истребители за этот рубеж нас вытолкнут и возвращаются. Оставались предоставлены только себе. Первый вылет без всякого результата, сразу после вылета начинается разбор полета.
В этот период немцы эвакуировались из Таллина. Очередной вылет на задание 22 сентября. Вышли на два транспорта. торпедировал транспорт на 7000 т. Ведомый потопил немецкий тральщик. Один торпедоносец с торпедами, а второй с бомбами. Торпедоносец и топмачтовик работали парой.
Начинается атака, топмачтовик на всей скорости идет на цель, торпедоносец прицеливается по нему. Фактически первый принимает огонь на себя, дает возможность подойти торпедоносцу. Так все было поставлено. Прилетели, результаты доложили. Много кораблей обнаружили.
Всех подняли на вылет, тоже попал в группу. На немецкий караван зашли с двух сторон поперек курса, усложняли работу зенитчикам. В караване шел огромный двухтрубный корабль водоизмещением порядка 18 000 т. Загружен живой силой и техникой. Корабль торпедировали. Двумя торпедами махину потопили.
Мещерин потопил средний транспорт, а группа потопила сторожевик. Из нашей группы Пудов вырвался вперед и потопил тральщик. Пудова подбили, он отвернул на транспорт и попробовал врезаться, но не смог дотянуть. Быстро скрылся в воде. Один экипаж в том вылете потеряли. Это был мой пятый вылет.
В течении войны совершил 50 вылетов. В том примечательном вылете потопил два транспорта-7000 т и 18000 т. За каждый корабль торпедоносца представляли к награде. Часто были на свободной охоте, сами искали цель. Были небоевые потери при плохой погоде, экипажи терялись.
Для подтверждения стоял фотоаппарат. У каждого штурмана ручной фотоаппарат. Без снимков поражение цели не засчитывали. Считали, что транспорт получил только повреждения. После попадания торпеды транспорты быстро тонут. За все время полк пополняли три раза не менее 10 самолетами. Многие товарищи ушли на дно.
Истребители нас не сбивали, всегда было прикрытие из своих. Применяли "ЯКИ" дальнего действия для прикрытия. Больше всего досаждали зенитки. Топили и топили. Уже пошли разговоры, почему экипаж Борисова не награждают. На тот момент уже потопили десятку. Прибавили к списку линкор. Дали за линкор 10000 рублей и все, наград не давали.
Заместитель командира полка Орленко говорил следующее: "Пока меня не наградят, никого награждать не буду!". Из Польши перелетали обратно под Ленинград. Прибыл транспорт забрать материальную часть. Орленко и комиссар Добрицкий загрузили на транспорт около ста ящиков размером со шкаф, все были набиты разнообразным барахлом. Все видел начальник особого отдела, все фиксировал.
Они все свои ящики загрузили, а места для моторов не осталось. Все ящики подписали на наши фамилии. Транспорт в пункт назначения пришел, его арестовали. Военный совет снял Орленко с должности. Все начальство поменяли.
Вылет на линкор "Шлезиен" как проходил? Вылетело две группы. Одна из групп под моей командой. В группе пять топмачтовиков с бомбами и один мой самолет с торпедой. Два экипажа отправил для наведения, погода плохая. На расстоянии в 1,5 км самолет не видно. Группой искать не возможно. Пришлось действовать без наводчиков, в штабе наши переговоры слышно.
Мы атаковали цель. Видимость плохая. Немецкий линкор попытался уйти от удара, выброситься на мелководье. Фоменко торпеду сбросил, она зарылась в песок и бурлит. Моя пошла. Истребители сопровождения все видят и комментируют. Взрыв! Все сразу передали.
Второй заход не смогли сделать, только штурман успел сфотографировать. Разведчики сверху все на пленку фиксируют. Корабль дальше идет и садиться на мель, там остается стоять. Потом создали комиссию, что попало в линкор. Обнаружили дырку из-за взрыва торпеды. Моя торпеда поразила! Всю войну летал на одной машине под № 27.
ДРУГИЕ СТАТЬИ КАНАЛА:
ГЛУБОКАЯ НОЧЬ, А БОЙ НЕ УТИХАЕТ
НА АЭРОДРОМ ПРИЕХАЛИ КОЛХОЗНИКИ, ПРЕДУПРЕДИЛИ, ЧТО НА ТРАССЕ НЕМЦЫ
НА НИХ СТРАШНО СМОТРЕТЬ!
Если Вам было интересно, нажмите пожалуйста-"нравится" и подпишитесь на канал. Это лучшая поддержка для него. Спасибо за ваше внимание и время.