Найти в Дзене
W A Y H O M E

10 секретов Миядзаки. Часть 2

Оглавление

Продолжаем делиться с вами любопытными фактами о жизни и работе великого мультипликатора Хаяо Миядзаки. В первой статье мы кратко пересказали биографию режиссёра до создания студии Ghibli и рассказали первые 5 секретов, в основном приоткрывающие завесу тайны именно того, о чём мультфильмы японца, чем он их наполняет и чем вдохновляется. В этой же статье мы расскажем о том, как он их делает, осветим внешнюю сторону работ Миядзаки.

6. Миядзаки конфликтует с переводчиками и дистрибьюторами

-2

История непростых взаимоотношений с зарубежными прокатчиками его мультфильмов начались у Миядзаки с "Навсикаи". Американские дистрибьюторы, во-первых, выпустили картину под названием "Warriors of the Wind" ("Воители ветра"), а, во-вторых, перемонтировали и вырезали целых 25 минут, чтобы якобы "упростить" мультфильм. Миядзаки был сильно расстроен и с тех пор не теряет бдительности при работе с прокатчиками. Когда студия Disney купила права на дистрибьюцию всех фильмов студии Ghibli, режиссёр поставил условия: никаких правок, никаких изменений и только дословный перевод!

В конце девяностых компания Харви Вайнштейна приобрела права на американский прокат "Принцессы Мононоке". Вайнштейн стал настаивать на том, что мультфильм нужно укоротить, что привело к очередным разногласиям и долгими спорами с Миядзаки. Спустя несколько дней верный друг и продюсер Миядзаки, Тосио Сузуки отправил Вайнштейну катану с выгравированной надписью "не резать". В итоге в американские кинотеатры "Принцесса Мононоке" попала в изначальном, оригинальном виде. Позже Миядзаки с улыбкой рассказывал об этом инциденте:
"я победил его."

Кстати, говоря о конфликтах.. У Хаяо Миядзаки непростые взаимоотношения с сыном Горо, который в 40-летнем в возрасте тоже решил заняться анимацией.
Достоверно известно, что Хаяо Миядзаки был не очень заботливым отцом - он часто и подолгу пропадал на работе, особо не уделяя внимание сыновьям. И, как рассказывал сам Горо, ему приходилось узнавать отца по его мультфильмам. Смеем предположить, что одного мучает совесть, а у другого до сих пор где-то глубоко внутри живёт обида. Двое практически не общаются и избегают друг друга, если оба оказываются в студии (это (и в целом качество их взаимоотношений) отчётливо видно, например, в документальном сериале "10 лет с Хаяо Миядзаки"). Отец был против, чтобы сын становился режиссёром, объясняя это тем, что тот попросту не готов - недостаточно опыта. Тем не менее Горо был твёрд и всё же в 2003 году принялся за свой дебют. Во время работы над мультфильмом "Сказания Земноморья" отец постоянно выказывал своё недовольство всеми рабочими процессами, а на премьере в 2006 году даже вышел из зала после первого часа, сказав, что, ему кажется, он просидел там уже три часа. Хаяо Миядзаки не понравилось, что Горо сделал слишком личный фильм. Он говорил: "я сидел там и видел своего мальчика."
Тем не менее спустя несколько дней после премьеры Хаяо Миядзаки отправил сыну письмо, в котором было следующее: "Хорошо, честно. Молодец."

"Мы должны делать фильмы, которые изменят этот мир. Даже если ничего в итоге не изменится..."

7. Миядзаки любят голливудские звёзды

-3

Многие голливудские актёры и актрисы являются фанатами работ Миядзаки и охотно соглашаются на участие в создании английского дубляжа. Нередко можно увидеть интересные имена в списке озвучивавших тот или иной фильм:

Полковник Муска из "Лапуты" - Марк Хэмилл,
Сацуки и Мэй из "Тоторо" -
Дакота и Эль Фаннинг,
Марко из "Порко Россо" -
Майкл Китон,
Дзико-Бо, толсты хитрый монах из "Мононоке" -
Билли Боб Торнтон.
Тихиро из "Унесённых призраками"-
Дэйви Чейз, что также озвучивала Лило в мультфильме "Лило и Стич" (2002).
"Ходячий замок":
Хаул -
Кристиан Бэйл,
Маркл -
Джош Хатчерсон.
"Рыбка Поньо на утёсе":
Коити, отец Сооскэ -
Мэтт Дэймон,
Фудзимото, отец Поньо -
Лиам Ниссон,
Морская богиня, мама Поньо -
Кэйт Бланшетт;
А в озвучке мультфильма "Ветер крепчает" принимали участие:
Джозеф Гордон-Левитт, Эмили Блант, Джон Красински, Стэнли Туччи, Элайджа Вуд и даже Вернер Херцог.

Леонардо ДиКаприо, кстати, называет "Принцессу Мононоке" своим самым любимым анимационным фильмом.

Во французском дубляже фильма "Порко Россо" (1992), кстати, главную роль озвучил Жан Рено. А в прославившем его фильме "Леон" (1994) его герой произносит фразу "свиньи лучше, чем люди", что является приветом и данью уважения Хаяо Миядзаки и роли в "Порко Россо".

Ещё один интересный факт об озвучке (только уже оригинальной, японской):
Миядзаки с продюсером долго думали, кто мог бы озвучить Дзиро, главного героя в фильме "Ветер крепчает" - им нужно было что-то особенное, определённый характер, тембр. Вдруг Хаяо Миядзаки говорит: "А что на счёт Анно-сан?" Все развеселились. Речь шла о режиссёре аниме и кинофильмов
Хидэаки Анно, который придумал и срежиссировал легендарный аниме-сериал "Евангелион". Миядзаки пригласил Анно на прослушивание и после первой же пробы сказал, что его голос - то, что нужно, и официально попросил стать голосом Дзиро. Хидэаки Анно ответил: "Ну, разве я могу вам отказать?"

8. Большинство фильмов Миядзаки находятся в одной вселенной

-4

Намеренно или нет, но Миядзаки, оставляя то тут, то там отсылки или маленькие детали, создаёт впечатление, что герои всех его мультфильмов (ну, или почти всех) находятся в одной мульти-вселенной. И в некоторых случаях это утверждается недвузначно.

Вот вам примеры некоторых любопытных деталей:

  • Когда Кики из "Ведьминой службы доставки" впервые прибыла в город Корико, она врезалась в автобус с именем студии Ghibli.
  • В том же мультфильме в доме главной героини можно заметить плюшевую игрушку Тоторо.
  • В "Унесёнными призраками" одна из подушек в спальне Бо, сына Юбабы, украшена изображением кота Дзи-Дзи из той же "Ведьминой службы доставки".
  • Сусуватари (буквально "странствующая сажа"), маленькие, чёрные существа с глазками впервые появляются в "Тоторо", а позже сыграют важную роль и в "Унесённых призраками".
  • В "Ходячем замке", когда Софи выходит из магазина Хаула, мимо пробегает Пазу, главный герой "Небесного замка Лапута".
  • Название корабля отца Сооскэ из "Поньо"- Коганеимару - происходит от названия города Коганеи, в котором расположена студия Ghibli.
  • Навсикая, а точнее её образ (рыжеволосой, мужественной, решительной девушки) появляется и в других фильмах Миядзаки. Это Урсула из "Ведьминой службы доставки", трудолюбивая художница, живущая в лесу, и это Фио из "Порко Россо", молодая инженер-авиастроительница, которая и (спойлер!) расколдовала в итоге главного героя. Все три героини крайне похожи друг на друга..
-5

В связи с этим будет очень интересно, конечно, посетить тематический парк студии Ghibli, который объединит все мультфильмы и истории воедино, и, кажется, посетители смогут лично (в прямом смысле) побывать внутри каждой истории - погрузиться во вселенную Ghibli.

Парк развлечений площадью в 200 гектаров откроется в 2022 году в городе Аити, Япония.

9. Миядзаки и его команда рисуют мультфильмы покадрово от руки

-6

Студия Ghibli - приверженцы традиционной анимации. Миядзаки и его коллеги всегда рисовали и продолжают рисовать от руки, практически и не внедряя компьютерные технологии в свой процесс.

Визуально мультфильмы Миядзаки производят впечатление ожившей акварели, и многие полагают, что именно акварелью они и нарисованы. Это не совсем так, но акварель лежит в основе работы - Миядзаки использует её для создания раскадровок, набросков, концепт-рисунков.
В самих же мультфильмах фоны, которые часто называют акварельными, выполнены на самом деле близкой к гуаши плакатной краской. Леса, холмы, поля, в общем, задний фон нарисованы на бумаге, а поверх них, как это заведено в классической анимации, слоями ложится целлулоид, на который переносятся движения людей и предметов. И так кадр за кадром, кадр за кадром..

В интервью 2019 года Миядзаки сказал, что в его молодые годы он производил 10 минут фильма в месяц, но сейчас его скорость - это минута в месяц.

Создание традиционной анимации - это очень долгий, трудоёмкий процесс, требующий сотни художников и несколько лет работы (учитывая детализацию и качество мультфильмов студии). Но именно за это мир и любит Миядзаки, человека, годами вновь и вновь доказывающего, что традиционная старая-добрая анимация может быть прекрасной и успешной..

10. Миядзаки снимает свои фильмы без сценария

-7

Да-да, Миядзаки не пишет сценарии - в работе над мультфильмом попросту нет бумажек с текстом, где написано, кто, что и когда делает. Есть бумажки с рисунками - раскадровка.
Раскадровка, как это часто бывает, является промежуточным этапом между сценарием и собственно фильмом. Но в данном случае она полностью заменяет сценарий. Преступая к новой работе, Миядзаки может начать с одного единственного рисунка, наброска, образа, потом он решает, о чём в общих чертах будет его фильм, и тогда уже садится за более основательную раскадровку, по ходу создания которой и рождается история. То есть он запускает в производство мультфильм тогда, когда ещё даже сам не знает, чем он кончится. Пока команда отрисовывает первую сцену, придуманную (нарисованную) Миядзаки, он сидит и придумывает, что будет дальше. В этом смысле великий режиссёр плывёт по течению - он говорит, что не он придумывает историю, а история говорит ему, что делать. Хоть это и звучит странно, Миядзаки всё же подобным способом освобождает себя от рамок, предрассудков, чрезмерной мудрёности и напыщенности. Он открывается потоку и ловит то, что должно быть реализовано, не смея искусственно конструировать его, самоуверенно корректировать его. Во время работы над мультфильмом гения можно увидеть ходящим туда-сюда и говорящим "я ещё даже и не понял, о чём этот фильм." Хаяо Миядзаки часто называют визионером, и справедливо - он видит всё то, чего ещё не существует, то, чего мы ещё не можем увидеть (в прямом смысле). Миядзаки в офисе Ghibli можно застать сидящим с закрытыми глазами и держащим в руках секундомер - это он смотрит сцену (которой ещё ни для кого, кроме него, не существует) и засекает, сколько длится каждый кадр. Потом он вписывает у каждой картинки, у каждого кадра его длительность и то, что именно в нём происходит.

-8

Кстати, вот вам ещё забавный факт:
Когда Миядзаки чувствует, что застрял, когда не понимает, что рисовать, он включает "Полёт валькирий" Вагнера; говорит, эта композиция его бодрит и вдохновляет..

Хаяо Миядзаки, как по-настоящему большой автор, снимает одновременно и личные истории про частное, семейное, локальное и про самое общее, про принципы устройства мироздания, про конфликт между движением и статичностью, между жизнью и смертью, любовью и алчностью, человеком и природой, простым и сложным.. Как он сам говорит, он делает мультфильмы для детей. А "Порко Россо", кстати, считает неудачной работой, потому что он получился "слишком взрослым". Но все мы (кто смотрел хоть несколько его работ) знаем, что режиссёр просто скромничает, что каждая его работа гениальна, велика и глубока, и что не только дети, но и взрослые могут (должны!) подчёрпывать что-то важное и полезное из его мультфильмов. Каждая работа Хаяо Миядзаки - это бездонная сокровищница, бессмертное, грандиозное произведение, которому есть, что сказать каждому человеку (любого возраста, пола, расы и даже века).

Хаяо Миядзаки много раз заявлял о своём уходе из профессии. Первый раз аж в 1997 году, после выхода его первого мирового хита "Принцесса Мононоке". Но он каждый раз возвращался. Также Миядзаки однажды чётко дал понять, что "Ветер крепчает" 2014 года - это его последняя работа.. Но в 2017 году студия Ghibli объявила о его возвращении и о том, что он вновь собрал команду для ещё одного проекта, который будет называться "Как ты живёшь?".
Тосио Сузуки, продюсер и близкий друг Миядзаки подтвердил информацию и сказал, что причина, по которой режиссёр вновь взялся за работу - это его внук; этот мультфильм будет его завещанием:
"Дедушка скоро уйдёт в иной мир, но он оставляет тебе этот фильм, потому что любит тебя."

Завершение работы над новым фильмом планируется на 2021-2022 год.

Вот так вот..
Ждём.. Благодарим.. Любим..
И пересматриваем с десяток его предыдущих, ни сколько не устаревших, всё ещё трогающих до глубины души, до сих пор волнующих, вечно прекрасных, гениальных мультфильмов!

"Вдохновение открывает нам будущее."

Спасибо, что дочитали!

Ссылка на первую часть, если пропустили:
"10 секретов Миядзаки. Часть 1"

Автор: Стефан Маньковский

PS: Дайте знать, если статья вам понравилась, и обязательно расскажите, какой ваш любимый мультфильм Миядзаки (или студии Ghibli вообще), и что вам больше всего нравится в его работах.
Ну, и подписывайтесь, чтобы быть в курсе всего самого интересного и достойного в мире искусства. Плюс это помогает нам делать контент всё чаще и всё качественнее.
Спасибо, что дочитали. God bless! Go true!