Роман из серии "История Российского Государства в повестях и романах".
О привычном.
Хороший прямой и простой слог. Герои качественно прорисованы. Узнаваемы и понятны. Детективная интрига примитивна, но на протяжении книги несколько раз "срывается", за счет чего читатель не будет скучать до последней страницы.
История России.
Это, конечно, не история России. А где-то обочина истории, с которой и наблюдает ее автор, боясь подойти поближе, постоянно отправляя гонца разузнать, что ж там происходит? Но в ответ получает размытые сведения, которые на уровне полусплетен и постфактум установленных данных, пытается выдать за историческую прямолинейность. Впрочем, если история здесь вещает за жизнь периферийной, не сильно далекой от центра, деревни, с помещиком-хитрованом, то вполне это так и могло бы быть. Но это "бы" - весьма большое и неповоротливое. Об этом ниже.
Почему "бы" мешает?
Акунин давно и публично позиционирует себя как атеиста самой крепкой закалки. Однако, в некоторых книгах видна его борьба с самим собой, где различные философские и религиозные течения иногда берут верх над мыслями его героев. Кое-где и на Православие он пытается посмотреть трезво. Не с позиции воинствующего богоборца, а с позиции героев и исторических реальностей. Однако, в романе "Мiр и война" Григорий Шалвович (настоящее имя и отчество автора), превзошёл даже не сам себя, а высмеивание поповского мира последних ста пятидесяти лет.
Все герои этого романа, которые, так или иначе, веруют или являются служителями культа - пародийные. И не просто пародийные, а лживые, двуличные, трусливые, жадные... Все герои-христиане – с большим прицепом отрицательных черт. Т.е. целый духовный пласт начала 19 века срезан на корню. Не было у Акунина в 19 веке искренней веры, сильного духом священника, праведных людей. А была (точнее есть) обычная советская антицерковная пропаганда... Хотя, если вспомнить, кто реально претерпел в 20 веке и прошел сквозь огонь и медные трубы, например Шаламов, говорят иное: "Если в лагере и были люди, которые, несмотря на все ужасы, голод, побои и холод, непосильную работу, сохраняли и сохранили неизменно человеческие черты, — это сектанты и вообще религиозники, включая православных попов". У Акунина все наоборот.
И как после этого относиться к позиционированию романа как к исторически близкому видению событий периода 1812 года? Увы, никак. Уверен, что даже ярые атеисты смогут здесь видеть только "Сказку о попе и о работнике его Балде".
Что это с Акуниным? Выдохся или так задет православным христианством, что высмеивание попов стало центральной темой? Или это продолжается внутренняя борьба "верить - не верить" и через своих героев в книгах Акунин пытается уговорить себя остаться холодным атеистом?
Героический не герой
И еще одна идея, заложенная в роман, всплыла прямо на последних страницах. Не было настоящих героев в России. Тех, кто и на поле брани был честен, и в семье, и в обществе. Настоящий герой - он озабоченный маньяк. А знать нам надо только про его первую эпическую ипостась. А реальность нам знать не надо.
Вот и вся оценка героизма времен Отечественной войны 1812 года от Бориса Акунина.
Читать или не читать?
Читать можно. Но относиться не как к роману с глубокой исторической мыслью, а как к обычным дешевым детективам в мягких обложках для чтения в метро. Чтение будет легким и непринужденным.
Первое издание романа "Мiр и война" - очень качественное. Бумага плотная, печать контрастная - на века. И заплатить за такую книгу 1000 рублей можно. Но лучше подождать обложку попроще и купить ее за стандартные 250 рублей, сколько стоят "легкие книги" для развлекательного чтения в поездках. И цена этому чтиву, увы, не больше.
С искренним уважением к автору и его книгам.
PS: Чуть позже сделаю обзор по акунинскому "Трезориуму", тоже есть что сказать.
#Акунин #Чхартишвили #книги #библиотека #чтение #рецензия