Найти тему

"Мы не боги, просто люди.." Мой ТОП-лист советских фильмов о сотрудниках милиции

Оглавление

Здравствуйте всем!

Завтра - День советской милиции. Праздник, который помнят и отмечают и убеленные сединами ветераны, и сегодняшние полицейские. И советские фильмы о сотрудниках милиции - как отдельная веха в кинематографе.

Их называли ментами и мусором - но они себя так не называли. Они любили и уважали свою профессию не за льготы и награды. Их боялись и уважали. Уважали за честность и принципиальность. Кто-то за то же самое их ненавидел.

Предлагаю сегодня вспомнить несколько прекрасных советских фильмов о сотрудниках милиции.

1. Двойной обгон (1984, с/ст. Мосфильм)

Кадр из фильма
Кадр из фильма

По сюжету фильма два преступника угоняют трейлер с дорогостоящим товаром, перед этим оглушив и связав двух водителей. Информация об угоне передается по всем постам ГАИ. Один из сотрудников ГАИ, Юрий Маджиев (Борис Химичев), обнаружив на дороге брошенные "Жигули" и догадавшись о способе угона, бросается в погоню.

Машину с преступниками останавливают на 18-м посту ГАИ. Услышав стук из трейлера, мл. лейтенант Джафаров (Георгий Мартиросьян) требует открыть фургон, и один из преступников, сидевший в машине, срывается. Он расстреливает пост ГАИ, убив Джафарова и тяжело ранив ст.сержанта милиции Наташу (Наталья Гущина), в которую влюблен Меджидов. Теперь для него поймать преступников - это не просто служебный долг.

2. Внимание! Всем постам... (1985, к/ст. им М. Горького)

В центре фильма - начало работы в милиции бывшего десантника Виктора Кольцова (Андрей Ростоцкий). Пока сотрудник милиции не снял форму - он на службе. Виктор, возвращаясь с дежурства, замечает в подворотне опасного преступника, находящегося в розыске. Скрываясь от преследования, тот тяжело ранит сотрудника милиции, но на помощь Виктору спешат коллеги.

Кадр из фильма
Кадр из фильма
Мы не боги, а мы люди
Просто люди из крови и плоти
Также трудно, также больно
Как и всем нам бывает порой...
Просто это, просто это
Просто это такая работа.
Охранять, охранять
Охранять Вашу жизнь и покой.

В дальнейшем Виктор Кольцов начинает работу с неблагополучными семьями - это уже сюжет фильма "Где ваш сын?..", который был снял в следующем, 1986 году. В главной роли - снова Андрей Ростоцкий.

3. Рожденная революцией (1973-1976, к/ст. им. А. Довженко)

В Советском Союзе сериалов снимали немного, но все они вошли в золотой кинофонд. "Рожденная революцией" - 10-серийный рассказ о судьбе деревенского паренька Николая Кондратьева (Евгений Жариков), волею судьбы ставшего сотрудником милиции. "Профессия сама меня выбрала", - спустя годы говорит он подрастающему сыну.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Шло время, совершенствовалась техника. И поседевшим сотрудникам милиции было с чем сравнивать - ведь раньше больше полагались на память, теперь же на помощь следствию приходили компьютеры. И тогда, в первые годы революции, первые сотрудники милиции даже представить себе не могли, что пройдет время, откроются школы милиции и академии МВД, в которых курсанты будут изучать разные дисциплины. А в памяти все чаще будут возникать образы друзей, погибших при исполнении.

4. Солдаты в синих шинелях (1969)

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Фильм снят по рассказу "Зеленое одеяльце" Александра и Ольги Лавровых из их сборника "Солдаты в синих шинелях". Сборник посвящен сотрудникам милиции, которые одно время носили синюю форму, а главный герой рассказов - следователь Стрепетов.

После выхода этого фильма-спектакля возникла идея создать сериал с общими героями, и Лавровым заказали сценарий. Через некоторое время советские зрители увидели на экране сериал "Следствие ведут ЗнаТоКи".

5. Следствие ведут ЗнаТоКи (1971-1989)

Этот сериал завоевал сердца советского зрителя сразу после своего выхода, хотя изначально снимался как телеспектакль - местом действия были кабинеты, а за окном - подозрительно спокойные в любое время деревья. Конечно, с течением времени он вышел на улицы, стал цветным и более динамичным. А ЗнаТоКи - следователь Пал Палыч Знаменский (Георгий Мартынюк), майор Томин (Леонид Каневский) и эксперт Зиночка Кибрит (Эльза Леждей) стали любимцами в каждой семье.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Каждая серия или две - это отдельное дело: будь то убийства, кражи или другие дела. Каждое дело ЗнаТоКи тщательно расследуют, привлекая к ответственности именно виновных.

Именно этот сериал стал "местом рождения" песни, которую до сих пор воспринимают не иначе как гимн милиции, хотя ее авторы - композитор Марк Минков и поэт Анатолий Горохов никогда не служили в милиции.

Наша служба и опасна и трудна,
И на первый взгляд как будто не видна.
Если кто-то кое-где у нас порой
Честно жить не хочет,
Значит, с ними нам вести незримый бой.
Так назначено судьбой для нас с тобой,
Служба дни и ночи...
Кадр из фильма "Следствие ведут ЗнаТоКи. 10 лет спустя. Дело № 23 Третейский судья"
Кадр из фильма "Следствие ведут ЗнаТоКи. 10 лет спустя. Дело № 23 Третейский судья"

А в 2002 году вышло продолжение сериала - два 4-серийных фильма под общим названием "Следствие ведут ЗнаТоКи. Десять лет спустя". Нет уже Зиночки Кибрит - на ее место пришла ее ученица Китаева. На мой взгляд, полная противоположность своей наставницы - сочетание амбициозности и неуверенности: "Как, вы мне не доверяете?!" Нет, все же незаменимые люди есть - место занять можно, а вот заменить человека - нет.

6. Ларец Марии Медичи (1980, к/ст. "Мосфильм")

Сюжет фильма, снятого по одноименному роману замечательного писателя Еремея Парнова, построен на расследовании в Ленинграде 70-х годов ХХ века исчезновения антиквара из Франции Венсана Савиньи и кражи ларца из дома Веры Чарской.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Расследование приводит инспектора милиции Люсина к выводу о том, что Савиньи убит. Установлено, что настоящее имя Венсана Савиньи - Всеволод Юрьевич Свиньин, он сын белоэмигрантов, в годы Второй мировой войны перешедший на сторону нацистов и участвовавший в показательном расстреле дочери потомка рода Монсегюр Филиппа - Мадлен. Цель Савиньи - завладеть древней тайной альбигойцев.

После войны Мадлен Локар (Клара Лучко) приезжает по туристической путевке в Ленинград, где неожиданно встречает постаревшего Савиньи и пытается его отравить. Капитану милиции Владимиру Люсину (Валерий Рыжаков) в ходе расследования придется погрузиться в историю XIII века, осады крепости Монсегюр и узнать тайну Ларца Марии Медичи.

7. По данным уголовного розыска (1980, к/ст. им. М. Горького)

Во время войны сотрудники милиции несли службу, которая была едва ли не опаснее фронтовых будней. Ведь враг скрывался среди обычных людей. И для его выявления нужны не только смелость, но и смекалка, находчивость, наблюдательность, а самое главное - выдержка. Ведь в военное время задачей налетчиков могли быть не банальная нажива, а подрыв доверения народа к власти.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

В августе 1942 года совершен вооруженный налет на квартиру ювелира Ивановского, в ходе которого убит он сам, его жена и их сын - лейтенант Красной Армии, находившийся в отпуске по случаю ранения. Убит и один из налетчиков, одетый в форму военизированной охраны.

Сотрудники МУРа, расследуя преступление, выходят на заместителя начальника охраны Ювелирторга Шантреля, но до визита муровцев тому удается скрыться. Дальнейшее расследование выводит оперативников на след банды уголовников, связанной с германскими спецслужбами. Оказалось, что Шантрель на самом деле - это внедренный немецкой разведкой свой человек, а сам инкассатор расстрелян в ходе нападения еще в первые дни войны.

8. Будни уголовного розыска (1973, к/ст. им. А. Довженко)

То, что для простого обывателя захватывающий детектив, для сотрудников милиции ежедневная работа. На этот раз по городу прошла волна дерзких ограблений касс небольших предприятий или учебных заведений. Дмитрий Панасюк после ограбления кассы, чтобы отсидеться, совершает карманную кражу и получает небольшой срок.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

В тюрьме он рассказывает о тайнике с деньгами сокамернику, а сам неожиданно умирает. Сокамерник приходит к матери Панасюка, находит тайник, но неожиданно его арестовывают. А милиция выходят на след преступников, которые продолжали грабить кассы.

Конечно, милиция никогда не занималась одним делом. Вот и в этот раз, помимо ограблений, сотрудники расследуют и еще несколько дел. И каждое из них - это отдельная история.

9. Инспектор уголовного розыска

Очередная захватывающая история будней уголовного розыска. Во время налета на сберкассу убит сержант милиции. В ходе расследования майор Головко передает в эфир информацию о якобы задержании преступника. Затаившиеся бандиты спасаются бегством, а готовая к такой реакции милиция задерживает их при попытке уйти из города.

10. Ночной мотоциклист (1973, к/ст. им. А. Довженко)

Фильм снят по одноименной повести В. Смирнова.

В маленьком городке убит инженер Асеев. На месте преступления находят нож, принадлежащий местному охотнику, на которого и падает первое подозрение. Но слишком явная улика наводит молодого оперуполномоченного Павла Старину на подозрение о ложном следе.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Тщательно проведенное расследование приводит оперативника к выводу о том, что мотивы убийства не так очевидны. Оказалось, что инженер был узником фашистских концлагерей. Убийцей оказывается один из палачей этого лагеря, нацистский преступник, после войны скрывшийся от наказания.

11. Испытательный срок (1960, к/ст. Мосфильм)

Фильм снят по одной из самых популярных повестей о сотрудниках советской милиции - "Испытательный срок" Павла Нилина, рассказывающей о молодежи 20-х годов.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

В 1923 г. по путевке комсомола на службу в угрозыск приходят Сергей Зайцев и Александр Егоров. Один - уверенный в себе, другой - застенчивый и нерешительный. Их принимают на службу, назначая испытательный срок. Их двое, а место только одно. Кто как себя покажет, того и примут. Какие качества покажут в этом соревновании молодые ребята? На что пойдут ради того, чтобы оказаться первыми?

____

Когда советская милиция была только образована, в нее пришли люди, не имевшие достаточного образования. Но у них было желание учиться, постигать премудрости профессии, у них был задор и искреннее убеждение в правоте. Они учились не в школах и университетах, а у старших товарищей. И становились людьми, специалистами, равных которым не выпустит ни один институт и ни одна академия. Потому что у их наставников был опыт и для них не было ничего важнее искренности и самоотдачи. А научить новичка они могли сами, потому что умели и знали то, о чем в книжках не напишут.

Когда это ушло? Не тогда ли, когда для назначения на руководящую должность первостепенную роль стал играть диплом, а не опыт. Те, кто получали посты только благодаря диплому, чувствовали собственную ущербность перед более опытными и более знающими подчиненными. Чему такие руководители могли научить новых работников? Поэтому стали требовать наличие опыта вместо желания работать.

Оценивая фильмы "Будни уголовного розыска" и "Инспектор уголовного розыска", кинокритик Всеволод Ревич отмечал:

"Поставленные профессионально, они, к сожалению, не выделились ничем из стандарта подобных картин, стандарта инспекторов, стандарта преступников".

Этому высказыванию почти полвека, а для сегодняшнего зрителя эти "стандартные" картины имеют какую-то особую привлекательность. Может быть, именно благодаря той самой стандартности?