Найти тему

Гарантированный пенсионный план (ГПП): история и перспективы системы

Оглавление

29 октября 2019 года состоялось обнародование законопроекта о добровольной накопительной системе, гарантированном пенсионном плане (ГПП), которая имеет возможность интеграции в себя средств пенсионных накоплений, сформированных в обязательном пенсионном страховании.

Цель создания продукта была охарактеризована как: предоставление гражданам возможности формирования за счет личных взносов дополнительных источников финансирования пенсионного дохода в системе негосударственного пенсионного обеспечения при стимулирующей поддержке государства. А фактически - представляет собой реформу системы обязательного пенсионного обеспечения.

Предпосылки реформы системы обязательного пенсионного страхования:

Главной предпосылкой реформы обязательного пенсионного страхования (ОПС) является «заморозка» финансирования накопительной пенсии, введённая в 2014 году как временная мера, на период реформирования отрасли негосударственных пенсионных фондов и ставшая в итоге бессрочной.

Сложившаяся экономическая ситуация в России не дает возможности восстановить прежний порядок формирования пенсионных накоплений и подталкивает Правительство к созданию альтернативного варианта накопительной системы.

Вместе с тем, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 25.12.2012 №2524-р Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации уже давно содержит цель на «стимулирование дополнительного платежа из заработной платы работников в пенсионную систему с учетом уровня их доходов и возраста», которая должна была быть реализована до апреля 2017 года.

На основании этих двух задач и была создана система индивидуального пенсионного капитала (ИПК) — предшественница гарантированного пенсионного плана.

Презентация:

Концепция системы индивидуального пенсионного капитала, разработанная Министерством финансов Российской Федерации совместно с Банком России, была представлена в конце сентября 2016 года.

Параметры индивидуального пенсионного капитала предусматривали упразднение системы обязательного пенсионного страхования посредством замены обязательных накопительных взносов в ПФР на добровольные взносы в НПФ.

Планировалось, что каждому новому работнику при поступлении на работу по трудовому договору будет предоставляться право стать участником системы ИПК.

Участник будет уплачивать в систему ИПК взносы по ставке от 0% до 6% от своей заработной платы. Вместе с тем, участник будет иметь право зафиксировать или изменить ставку взносов, либо приостановить уплату взносов (на срок до 5 лет) в любой момент. В случае отсутствия волеизъявления, ставка взносов будет автоматически возрастать с 0 до 6% по 1% ежегодно.

Также концепция ИПК предполагает предоставление гражданам возможности передачи сформированных пенсионных накоплений в систему ИПК или их конвертации в страховую пенсию.

Защиту накоплений участника в системе ИПК будет обеспечивать система гарантирования пенсионных прав.

Для стимулирования участия в системе ИПК предполагалось введение налоговых преференций как для граждан, так и для работодателей. Например, взнос до 6% от заработной платы предлагалось освободить от взимания НДФЛ.

Планировалось, что система должна заработать с января 2020 года.

Обсуждение:

В период с 2016 по 2018 годы концепция системы ИПК активно обсуждалась органами власти, профессиональными сообществами и участниками финансового рынка. Главным обсуждаемым вопросом оставался механизм включения граждан в систему:

- «Автоподписка» - предусматривала автоматическое включение в систему ИПК всех зарегистрированных работников;

- «Авторегистрация» - предусматривавшая включение в систему участников только на основании их согласия.

Данный вопрос являлся камнем преткновения между финансовым и социальным блоком Правительства, ведь он имел прямое влияние на количество потенциальных участников системы, а также на эффективность системы в целом. Министерство финансов РФ, желая видеть максимальный приток участников и, как следствие, финансов в систему, настаивало на «автоподписке», а Министерство труда и социальной защиты РФ, борясь за законные интересы работников, требовало включения на основании «авторегистрации».

Начиная с 2018 года, в связи с запуском пенсионной реформы по повышению пенсионного возраста, плановые сроки разработки и реализации законопроекта неоднократно изменялись. В конечном итоге законопроект «Об индивидуальном пенсионном капитале» так и не был представлен для публичного обсуждения.

Переход от ИПК к ГПП:

В июне 2019 года обсуждение запуска системы индивидуального пенсионного капитала обсуждалось с Президентом РФ и было им одобрено, но с важным условием, что механизм подключения участников к системе будет исключительно добровольным.

В сентябре 2019 года Министерство финансов Российской Федерации заявило об уходе от системы ИПК. Индивидуальный пенсионный капитал был заменен гарантированным пенсионным планом и стал представлять собой новый финансовый инструмент по сути являющийся дополнением существующей системы негосударственного пенсионного обеспечения.

Гарантированный пенсионный план имеет минимальные отличия от ИПК, главная особенность заключается в исключительной добровольности участия.

Плановый срок реализации ГПП изначально был установлен - 2021 год, позже срок реализации передвинулся на 2022 год.

ИПК в свою очередь был «заморожен», и, возможно, к обсуждению создания системы еще вернутся через несколько лет.

Перспективы ГПП:

Несмотря на затянутость процесса разработки системы, можно с высокой степенью вероятности утверждать, что она все-таки будет реализована. Минфином должна быть поставлена точка в процессе бесконечной «заморозки» пенсионных накоплений.

В данный момент внедрение останавливают скорее политические причины, на фоне недавнего повышения пенсионного возраста в стране, смены состава Правительства и грядущих выборов в Государственную Думу, очередная реформа будет вызывать ненужное негодование и репутационные потери для инициаторов.

В связи с заявленной исключительной добровольностью участия в системе, с одной стороны не стоит ожидать большого притока желающих принять в ней участие, с другой - есть вероятность, что будут предприняты инициативы, направленные на «стимулирование» граждан к участию в системе. Например, на разных этапах обсуждения концепции, помимо основных стимулов, обсуждалось увеличение НДФЛ для тех, кто не хочет участвовать в системе, а также включение в систему чиновников.

В ближайшее время законопроект будет продолжать дорабатываться и обсуждаться со всеми заинтересованными сторонами, окончательную версию можно ждать, скорее всего, не раньше осени 2021 года.