Найти тему

«Побег из Претории»: Гарри Поттер развязал войну с апартеидом и угодил в Азкабан

Симпатичное переосмысление старомодного сюжета, косвенно затрагивающее актуальную проблематику расизма и изоляции. И вместе с тем, очень символичная, хоть и несколько прямолинейная зарисовка на тему: «Гарри Поттер сражается с тиранией чистой крови в ЮАР» (дальше без аллюзий...ну почти)

После 2011 года Дэниэл Рэдклифф успел попробовать себя в десятках жанров и всевозможных амплуа: от обаятельных аутсайдеров в не совсем форматных, но оттого не менее уморительных ситкомах («Чудотворцы», «Записки юного врача»), до диковатых неудачников в необязательных боевиках категории Б («Пушки Акимбо», «Рога» и тд). Разумеется, на карьерной лестнице Рэдклифф не раз и не два спотыкался о прогнившую половицу, порой вскакивал на превосходную металлическую ступень и винтом взвинчивался на вершину («Убей своих любимых», «Абсолютная власть»), иной раз бережно протягивал трос и ступал по нему, судорожно вглядываясь в бездну («Человек-швейцарский нож»), таким образом напоминая себе о новых вызовах, коих уже больше чем положительных персонажей в фильмографии Кристофера Ли!

«Побег из Претории» олицетворяет собой последний и самый авантюрный вариант, даже в рамках которого Рэдклифф смог совершить небольшой подвиг. Едва ли это достижение поставит его в один ряд с Филипом Пети, но составить достойную конкуренцию Нику Валленде, наш юный канатоходец, полагаю сможет. Ну пожалуй, приступим. Но сперва краткий исторический экскурс, дабы нам было проще ориентироваться в реалиях картины Фрэнсиса Аннана.

/ Источник

Апартеид — это официальная политика расовой сегрегации, проводившаяся правившей в Южно-Африканском Союзе и Южно-Африканской Республике Национальной партией с 1948 по 1994 года. Небелое население ЮАР было ущемлено в базовых правах и поставлено в катастрофические условия повсеместной дискриминации. Основой для апартеида стал «Закон о групповых областях», исходя из которого расовые группы разделили географически – путем создания «хоумлэндов», на подобии резерваций для чернокожих африканцев. Но это юридическая сторона вопроса, которая не смотря на очевидное пренебрежение важнейшими принципами гуманности не отражает полной картины тогдашних событий. Особое же внимание я бы хотел уделить отсутствию инфраструктуры, которая необходима для устойчивого развития отдельно взятого района: лишенные свободы предпринимательской деятельности в крупных экономических зонах, жители «хоумлэндов» были обречены на зависимое положение и нуждались в дотациях, которые были весьма несущественными. Со временем, изолированное население подверглось неминуемой стагнации - районы превратились в обитель потенциально-криминогенных групп (скопище банд), а ИРЧП стал низким до невозможности.

-2
-3

/ Источник

К этому времени имя некого Нельсона Манделы стало настоящим знаменьем, хотя будущий освободитель все ещё с тоской узника выглядывал из-за решетки. Но тюремные застенки не могли сдержать всех - в ЮАР вспыхнула полномасштабная партизанская война: западные журналисты, чёрные студенты, неравнодушные белые граждане в одночасье открывшие глаза, тысячи людей боролись за свержение ненавистного режима, но политический курс был твёрд. Именно в этот момент на авансцену и выбежали Тим Дженкин (Дэниэл Рэдклифф) и Стивен Ли (небезызвестный Даниэль Уэббер, «11.22.63»). Талантливые агитаторы и преданные борцы за свободу и равенство, они все же угодили за колючую проволоку Претории, в глухих коридорах которой и развернётся главное действие фильма.

-4

/ Источник

«Побег из Претории» полностью следует канону, он ничего не изобретает, не пытается излишне усложнять происходящее, то есть превращать классическую и кстати весьма изобретательную «escape drama» в психологический триллер или трагедию маленького человека, сдавленного обстоятельствами. Да, именно в этом аспекте и проявляется некоторая вторичность картины относительно своих более статусных конкурентов (привет, Фрэнк Дарабонт!), так как характеры главных персонажей прописаны не слишком подробно, их латентные мотивы и желания остаются за кадром, детали, которые могли бы пролить свет на прошлое Дженкина, на его стремление вступить в Африканский национальный конгресс тактично опускаются режиссёром фильма.

/ Источник

Но с другой стороны, четкая жанровость картины этого и не предполагает, ибо главная задача выполнена, более ли менее без огрехов: увлекательный побег из тюрьмы. Повествование линейно, флэшбеков-откровений вы не дождетесь и интересными диалогами фильм тоже балует не часто. Но повторюсь, сам процесс освобождения действительно интригует, он не тривиален и держит в напряжении до финала. Таким образом, «Побег из Претории» вполне заслуживает внимания, это складная неторопливая драма о заключённых и их отчаянном желании вырваться на волю, дабы вновь отдаться на суд благородных чувств и совершить невиданный рецидив: продолжить борьбу и подобрать наконец ключ к темнице пленника, что томится в своей тюрьме уж более 30 лет - освободить ЮАР от прутьев фашистского режима раз и навсегда.

-5

/ Источник

Постскриптум. Дэниел Рэдклифф справился со своей ролью превосходно и ему определённо все ещё идут шрамы. Правда, в данном случае багровые рубцы покоились исключительно на сердце его героя, но и к этому Дэниэл уже успел привыкнуть. Его драматический талант отнюдь не фикция, он растёт и развивается с каждым годом все интенсивнее.