«Троесловие» («Саньцзыцзин») — самый известный классический китайский текст для детей. Книга, написанная Ван Иньлянем (1223–1296 гг.) во времена династии Сун, запомнилась многим поколениям китайцев. До 1800-х годов «Канон трёх иероглифов» был самым первым текстом, который изучал каждый ребёнок.
Ритмичные, короткие и простые стихи легко читались и запоминались. Это позволило детям изучить иероглифы, грамматику, китайскую историю и правила поведения.
В «Каноне трёх иероглифов» говорится:
Растить без обучения
— это ошибка отца.
Учить не строго
— это нерадивость учителя.
Если ребёнок не учится,
так не должно быть.
Если в детстве не учиться,
то что будет в старости?
Если нефрит не огранён,
он не станет полезной вещью.
Если человек не учится,
он не будет знать, что значит быть честным и праведным.
Древние китайцы считали, что дети должны ходить в школу (если это было по средствам семье) и вкладывать много времени и сил в учёбу.
«Канон трёх иероглифов» показывает, насколько важным было образование в древней китайской культуре. Образование — это не просто ценность, а обязательный этап развития ребёнка. В частности, образование и школьное обучение считались необходимыми для воспитания нравственных ценностей и характера ребёнка.
Почему древние китайцы так думали? Нужно понимать, что в древности образование сильно отличалось от сегодняшней системы образования.
Конфуцианство — ядро древнекитайского образования
Современная система образования делает основной упор на преподавание технических знаний, включая математику и естественные науки, языковые навыки и социальные исследования.
Образование в Древнем Китае, напротив, было в значительной степени основано на конфуцианской классике. С самого раннего возраста дети в школе изучали и запоминали конфуцианские тексты, такие как «Великая учёность», «Учение о среднем», «Аналекты» Конфуция, «Книга од» и, конечно же, «Канон трёх иероглифов».
В основе конфуцианства лежат пять основных добродетелей: благожелательность, праведность, благопристойность, мудрость, верность. Кроме того, высоко ценились верность, сыновнее благочестие, мужество, открытость, трудолюбие и т. д.
Конфуцианское учение определило нравственные нормы. Они охватывали и регулировали все слои общества — от индивида и семьи до общества и принципов управления государством.
Через систему образования конфуцианские ценности закладывались в детей с самого раннего возраста и оставались основой образования даже на продвинутом, научном уровне. В то же время учащиеся развивали свои языковые навыки и знания в области обществознания, изучая эти древние тексты.
Это был стандарт образования на протяжении тысячелетий. Имея такой полезный и поучительный базовый материал, мы теперь знаем, почему древние китайцы считали образование неотъемлемой частью нравственного развития ребёнка.
Обеспечение дисциплины в образовании
Растить без обучения — это ошибка отца. Учить не строго — это нерадивость учителя. «Канон трёх иероглифов»
Конечно, недостаточно иметь под рукой хорошие ценности и учебные материалы. И родители, и учителя в равной степени играли важную роль.
Существует древняя китайская сказка о ребёнке, которого избаловала мать, оставшаяся одна после смерти мужа. Она так баловала его, что, когда он издевался над другими детьми, она никогда не упрекала его. Когда он воровал у соседей, она не возвращала украденные вещи.
Когда ребёнок подрос, его мелкие проступки переросли в серьёзные преступления. Он обворовывал других, а также совершал поджоги. Однако мать по-прежнему отказывалась наказывать сына и вместо этого хвалила за его способности.
Наконец, сын был схвачен властями и приговорён к смертной казни. Перед казнью сын попросил разрешения в последний раз повидаться с матерью. Когда мать пришла, сын прослезился и сказал ей:
«Я ненавижу тебя, мама. Это полностью твоя вина. Когда я был молод, ты никогда не учила и не наказывала меня за мои проступки. Теперь у меня даже нет второго шанса начать всё с чистого листа…»
Слова сына разбили сердце матери, она поняла наконец, что это правда.
Учителя в Древнем Китае были чрезвычайно строгими, и даже самые маленькие ученики должны были сидеть правильно и запоминать заданный материал без единой ошибки.
И этот метод обучения был весьма эффективен. Во-первых, ученики вырабатывали отличную концентрацию и выносливость в учёбе. Во-вторых, это было гарантией, что они на всю жизнь запомнят наставления мудрецов, чтобы следовать им всю оставшуюся жизнь.
С самого раннего возраста учителя следили за тем, чтобы у учеников была прочная основа для обучения, которая будет служить им на протяжении многих лет.
Образование — великий уравнитель
Помимо формирования нравственности и воспитания дисциплины, образование было также величайшей уравнительной силой в Древнем Китае. Это позволило тем, кто родился в бедных семьях, подняться на самые высокие уровни в обществе — стать правительственными чиновниками, стратегами, советниками, врачами, художниками и поэтами.
Императорские экзамены, которые были установлены во времена династий Суй и Тан, были основными движущими силами меритократии и социальной мобильности. До этого важные государственные роли распределялись исключительно по рекомендации и только среди людей из богатых и влиятельных семей.
Но императорские экзамены были открыты для всех и каждого, и они давали всем равные шансы занять руководящую роль. На самом деле, во времена династии Мин около 47% кандидатов, сдавших экзамены самого высокого уровня, были выходцами из семей, не имевших официальных связей.
Поскольку образование было важным билетом в светлое будущее, те, кто не имел возможности ходить в школу, сильно горевали об этом. Одним из таких людей был нищий по имени У Сюнь в период династии Цин, который сделал свою мечту реальностью для других обездоленных детей.
Отец У Сюня умер, когда мальчику было всего пять лет, а через два года умерла и мать, оставив ребёнка на произвол судьбы.
У зарабатывал себе на жизнь попрошайничеством и случайными заработками. Он не боялся трудностей, но очень сожалел, что у него не было возможности получить образование, как у любого другого ребёнка. Он понимал, что не может продвинуться дальше и подняться выше своего нынешнего статуса.
Поэтому У решил открыть школу для детей бедняков, чтобы их не постигла та же участь. В течение 30 лет он собирал деньги. Днём попрошайничал, а по ночам делал верёвки для продажи, и, в конце концов, ему удалось создать свою школу для бедных учеников.
Школа оказалась чрезвычайно успешной. Ву проявлял живой интерес к успехам своих учеников и очень уважительно относился к учителям. Но всякий раз, когда он видел, что учителя не добросовестны, а ученики ленятся, он становился на колени и умолял их быть усердными. Его искренность неизбежно побуждала учителей и учеников быть более прилежными, и никто не позволял себе расслабляться.
С древних времён люди знали о важности образования для своего будущего. В современном обществе людям с хорошим образованием предоставляются большие возможности. Независимо от того, насколько человек успешен в жизни, нужно ценить и никогда не упускать шанс получить образование.
Больше интересной информации — на сайте Yuanming. Мы собираем самые лучшие материалы для вас, о которых стоит рассказать друзьям. Мы с вами!