Приветствую тебя, мой читатель!
В настоящее время увеличилось число детей с диагнозом задержки речевого развития. С возрастом задержка компенсируется, но легкая недостаточность часто остается на всю жизнь. Задержка в развитии речи чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. В большинстве случаев ее этиология неизвестна, поэтому для точной диагностики необходимо динамическое наблюдение ребенка.
Задержка речевого развития (ЗРР) - темповое отставание от возрастных нормативов речевого развития у детей.
Первые тревожные признаки отставания в развитии речи могут наблюдаться уже в первые месяцы жизни ребенка, но диагностировать задержку речевого развития можно только в возрасте 2-х лет.
Почему речь ребёнка отстаёт в развитии?
Задержки речевого развития — это не самостоятельное заболевание, а следствие определенных отклонений в организме ребенка: нарушений функций нервной системы, генетических отклонений или психических расстройств.
Причинами проблем с речью могут быть врожденные или приобретенные нарушения в деятельности организма. Наиболее распространенными причинами задержек развития речи являются следующие:
- тяжелые роды и родовые травмы;
- недоразвитость мускулатуры лица и рта;
- нарушения слуха;
- болезни, черепно-мозговые травмы и операции, перенесенные в раннем детстве;
- кровоизлияния в мозг, опухоли головного мозга;
- повышенное внутричерепное давление;
- ДЦП, синдром Дауна, расстройства аутистического спектра, СДВГ;
- генетическая предрасположенность, в т. ч. психические расстройства у родителей;
- психические и физические травмы;
- речевая депривация (невостребованность речи, когда с ребенком мало разговаривают или речь говорящего эмоционально и мимически невыразительна);
- конфликтные или безразличные отношения родственников в семье (между родителями, по отношению к ребёнку и т.п.).
Чтобы выявить задержку в речевом развитии на раннем этапе, родители должны внимательно наблюдать за развитием своего ребенка, вовремя заметить тревожные симптомы, проанализировать наличие возможных причинных факторов и обратиться к специалисту-логопеду и/или детскому психиатру.
Стоит забеспокоиться если ребёнк в возрасте 2-х лет:
- ребенок использует в общении всего несколько слов (двухлетний ребенок должен знать и говорить не менее 50 слов — в среднем 100 слов);
- не пытается повторять новые слова;
- не может составлять короткие фразы из двух слов;
- не понимает и не выполняет просьбы взрослых;
- не знает названия частей своего тела и окружающих предметов и не может показать их по просьбе взрослых;
- у ребенка постоянно приоткрыт рот или наблюдается повышенное слюноотделение, не связанное с ростом зубов.
Ребенка в возрасте 3-х лет:
- ребенок говорит так непонятно, что его с трудом понимают даже родители;
- говорит очень быстро, «проглатывает» окончания слов;
- говорит очень медленно, растягивая слова;
- не говорит простых предложений из трех слов;
- не понимает простых объяснений и рассказов о том, что произошло недавно или что будет в будущем;
- говорит с неправильными падежами, родами и числами;
- могут быть и более тревожные симптомы: если трехлетний малыш говорит в основном фразами из книжек или мультфильмов, но не строит собственные предложения, или если он зеркально повторяет все, что при нем говорят взрослые (даже если это выглядит уместно), то это признаки серьезных отклонений психического развития. При таких симптомах необходимо срочно обратиться к детскому психиатру.
Задержка речевого развития — распространенная проблема, которая встречается в раннем детском возрасте и требует коррекции.
Задача родителей при этом вовремя отвести ребенка к логопеду, соблюдать все его рекомендации и обеспечить нормальные социальные условия роста и развития малыша.
Ребенку нужно общаться со взрослыми, сверстниками и взаимодействовать с разными предметами (игрушки, книжки), чтобы пополнять словарный запас.
Будте здоровы вы и ваши детки!
Спасибо за просмотр!
Ставьте лайки, пишите комментарии!
Подписывайтесь на мой канал!