Найти тему
Исторические напёрстки

Монгольское нашествие Батыя: история чьего предательства?

Все больше и больше материалов разной глубины анализа указывают на очевидную причину падения Руси перед монгольским нашествием — поддержку захватчиков изнутри. Кто главный бенефициар такого предательства — начнем разбирать и на «наперсточном канале». Тропки скользкие, темные, всей правды не дознаемся, но пробовать будем. Поехали. Главный подозреваемый, что назначен (не мной), — Церковь. Тоже не вся, само собой. Но несколько влиятельных ее отцов, чьи имена никогда не всплывут, это уж точно.

Если верно помнится, долгое время после крещения, Церковь в наших широтах вела себя крайне осторожно, «обращение неразумных славян» переложило на амбициозных князей. Те понимали очевидные государственные выгоды ситуации «одна вера — один народ», явно желая примерить византийскую тиару «цезаропапизма». Это когда Император являлся главой Церкви тоже, в общественную нагрузку, так сказать.

Проблема такого «слияния» на Руси была в одном — отсутствие традиций классического греческого образования правящего класса. Воевать больше приходилось князюшкам, а не вникать в догматы и хитросплетения богословские. Да и греки-болгары делали всё, чтобы светская власть держалась подальше от их шалостей духовных. Никому не хотелось на новообращенных землях подчиненного положения, по царьградским чертежам.

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Начало возни. Первая попытка перенести из византийского церковного законодательства на Русь смертную казнь последовала сразу после крещения. Была явно неудачной. Князья и народ плевать хотели на церковные суды, жили прежним древним укладом справедливости. «Русская правда» это только закрепила, сдвинув клир в сторонку, указав на его место. Почетное, но от мирских дел — удаленное. Накануне монгольского вторжения светский и церковный суды столкнулись лбами лишь дважды (что документально прописано).

В 1227 году в Новгороде четырех волхвов сожгли после суда у местного архиепископа. Сделано это было вопреки вмешательству бояр (поддержанных городским волеизъявлением), скандал вышел грандиозный. Примерно в те же годы смоленские князья и бояре отказались сжечь монаха Авраамия (будущего святого), хотя духовенство требовало этого, обвиняя несчастного в ереси и чтении запретных книг. Баланс существовал… Но недолго.

Вторжение Батыя. Вот тут многое становится куда понятнее. По какому-то неведомому промыслу почти вся Русь отказалась подниматься на всеобщую борьбу с захватчиками. Авантюра Бату-хана и Субэдэя выглядит со стороны полным военным безумием. Въехать в зимние леса Руси, не иметь никакой свободы маневра, быть привязанными к «ледовым дорогам» замерзших рек в окружении местного очень недружелюбного и боевитого населения…

Вот и возникает немало вопросов: как монголы вообще выжили-то? Хоть 100 тысяч их было, хоть 20. Русский мужик имеет неоспоримые преимущества перед самым «пассионарным» монгольским кавалеристом. Чем глубже снег, тем хуже всаднику. А безнаказанно громить вражеские тылы такими погодами — сущее удовольствие и моё почтение… Залезть сдуру в русские земли всегда стоит медную полушку, но вот выйти — может золотого дирхема не хватить. Но… монголы весьма успешно повоевали двумя русскими зимами на коренных землях славян, ухитрились выжить, навязать федеративное подчинение.

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Несомненно, речь о некоем Чуде. Оно могло свершиться только в одном случае — какая-то могущественная сила гарантировала монголам относительную неприкосновенность во время их операций. Степняки (отнюдь не дураки в военном планировании) были уверены: в заснеженных лесах Северо-Восточной Руси их воины не будут перерезаны, как бараны. Или не передохнут от полной бескормицы.

Многие исследователи прямо обвиняют в таком чудовищном предательстве Церковь. Резоны вполне оправданы — в те не особо просвещенные времена религия господствовала над умонастроениями социума. Вполне могла быть той влиятельной силой, с которой можно было вести дипломатию. И расчетливый политик, рассудительный военачальник Субэдэй-багатур ей доверился. Рискнул своей головой (плюс дюжиной чингизидских), ввязался в зимнюю войну 1237-1242 годов. И победил…

Прямые доказательства невозможно получить. Тем более документальные. Понятно, кто тогда учет событиям вел, летописи составлял, правильные смыслы в них очерчивал. Но хлеб там немалый, есть что осмыслить. Как там… в «Страданиях святых мучеников Михаила, князя Черниговского, и Феодора, боярина его» прописано?

«Когда мы благость всемилостивого Бога злонравием своим прогневали и благоутробие Его премного огорчили, в чувство же придти и уклониться от зла и благие дела творить не захотели, тогда весьма разгневался на нас Господь яростью и восхотел лютейше наказать наши беззакония казнью. Попустил придти на нас безбожным и бесчеловечным варварам, которые зовутся татарами».

Вполне достойное, в духе времени, церковное объяснение для паствы. Нашествие монголов, неверные завоеватели — орудие Божие. Которому бессмысленно сопротивляться. Даже более — бесполезно:

«Благоверный и христолюбивый (князь Михаил, правивший в Киеве во время вторжения) уведал же о наступающей великой татарской силе… бежал в Венгрию с боярином своим Феодором и жил пришлецом в земле чужой, скитаясь и скрываясь от Божьего гнева, последовав словам: «Укрывайтесь до тех пор, пока не пройдет гнев Божий».
(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Конечно, вызывает немалый скепсис …вот что. Насколько Русь тогда была крепка в своей вере. Что безропотно приняла такое объяснение и указание «отцов своих». Не знаю, не готов даже предположить. Но раз авантюра Субэдэя и Бату-хана выгорела … значит, сработали (пусть и не везде) эти потаенные механизмы принуждения к бездействию.

Со времен Калки, питаясь только слухами о страшных монголах (что один другого страшнее) — народ вполне мог со страхом внимать на проповедях: о Конце Света, неведомых «исчадиях ада» и «поганых моавитянах народа Гоги и Магоги», прегрешениях Руси, ересях и преступлениях Рюриковичей и т.д. … Насколько фантазии хватало у клира, настолько и упражнялись в жути словесной, крепко приправленной библейскими историями. С неведомыми нам призывами и инструкциями к действию… Вполне верю, глядя на современные секты. А уж в те времена… Вспомните про «народные крестовые походы», многое понятно станет. Насколько слово Церкви весомым было.

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Оплата за такое благодеяние — от монгол поступила в кассу ОАО «Аллилуя» очень скоро. Тот факт, что Улус Джучи (потом Золотая Орда) покровительствовала Православной церкви сверх всякой меры — хорошо известен. Не думаю, что будет оспариваться. Такую политику монголов объясняют: уважением к чужим религиям (согласно Ясе Чингисхана); страхом перед русским божеством (ага… что-то скверно божество защитило Русь); прямым прагматичным политическим расчетом. Из удобоваримого — готов признать только третий вариант.

При переписи населения Руси 1257 года, Летопись подчеркивает: «только не считали попов и диаконов и монахов».

В 1267 году был издан ярлык Менгу-Темира, внука Батыя: церковь свободна от дани «как первые цари их пожаловали». В ярлыке особо оговаривалась неприкосновенность церковного недвижимого имущества:

«церковные земли, воды, огороды, винограды, мельницы, зимовища, летовища».

А вот самое интересное:

«А что церковные люди: мастера, сокольники, пардусницы, или которые слуги и работницы, и кто ни будет их людей, тех де не замают ни на что, ни на работу, ни на сторожу».

Внимательно вчитайтесь, государство своими руками снижает свою бюджетную основу, прямо заинтересовано в увеличении числа желающих поступить в «церковные люди». Прям «налоговая амнистия» какая-то, аттракцион невиданной щедрости… Было, кстати, еще одно ханское нововведение:

«А кто веру их похулит, или ругается, то ничем не извинится и умрет злой смертью».

Такая административная реформа Церкви понравилась, карательное творчество забурлило. Именно во времена «ига» в русской «Кормчей книге» от 1284 года (сборнике церковных и светских законов) появляется первый закон, предусматривающий смертную казнь за религиозные преступления:

«Кто будет еретическое писание у себя держать, и волхованию его веровать, со всеми еретиками да будет проклят, а книги те на темени его сжечь».

Так же, именно при монголах в ту же «Кормчую книгу» вносится поддельное «Правило 165 св. отец Пятого собора: «на обидящих святые божие церкви». Сожжение на костре за покушения на церковное имущество (по любому закону — светскому или церковному). Наконец, вскоре после ярлыка Менгу-Темира, епископ Владимирский Серапион объявил, что божьи законы повелевают осуждать на смерть волхвов или подозреваемых в волховании. До монгол церковные деятели на подобные шалости не решались, осторожничали, боясь народного гнева.

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Дальше — больше. Что же требовали за такое попечительство от отцов Церкви монголы. Вообще-то определенную конкретику. Опять читаем ярлык МенгТемира:

«Мы пожаловали попов и чернецов и всех богадельных детей да правым сердцем молят за нас бога, и за наше племя без печали, благословляют нас... да не клянут нас».

Ну и кто решится «клясть» новых повелителей? Доходит до откровенного позорища (на взгляд аффтора, само собой) — пастыри Руси самозабвенно гордятся ханской милостью:

«В Орде у царя был в чести великой и отпущен был от царя со многою честью» … «был сей царь Чанибек Азбякович добр зело к христианству, много льготу сотвори земле русской».

Насчет «льготы» — она относилась исключительно к определенному сословию. А народишко с князьями — пискнуть не смели против «добрых царей». Непонятливым часто проясняли их заблуждения, две трети Руси в головешках лежало после всяких «дюденевых-неврюевых ратей». Во время нашествия Батыя такого «вразумления» не было. Но прочь эмоции, контакты Церкви и Орды стоит рассмотреть подробно.

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Взгляд со стороны. Монах-францисканец Плано Карпини, побывавший в ставке Батыя в 1246 году, неоднократно упоминает о встречах с русскими клириками. Именно им он обязан многими сведениями о монголах: «излагали нам все охотно, иногда даже без вопросов». Особое отношение к русским попам тоже особое в ставке Батыя:

«Хан держит христианских клириков и дает им содержание, также пред большой своей палаткой имеет всегда христианскую часовню; и они поют всенародно и открыто и звонят к часам, согласно обычаю греков».

Дружеские ли это отношения, можно ли верить завистливому Карпини — аллах ведает. Ну пёс с ним, папским соглядатаем.

Есть другой эпизод — призвание в 1293 году «Дюденевой рати» — похода монголов, разорившего Северо-Восточную Русь. Карательная страшная акция состоялась по доносу нескольких князей, недовольных Великим князем Дмитрием Александровичем. Помимо святого (кстати) князя Федора, среди «стукачей» летописец совершенно спокойно называет епископа Тарасия Ростовского. Без комментариев...

Новый порядок. Теперь рассмотрим историю отношений Орды и верхушки православной церкви. Каждый новый митрополит являлся к хану за ярлыком, подтверждающим права церкви. В 1343 году «какие-то русские» (князья?) донесли хану об излишне высоких доходах предстоятеля Руси. Джанибек потребовал от него … поделиться. Митрополит, выложив немалые подарки ханскому гарему и визирям, — таки добился сохранения церковных привилегий.

Мало того, через четыре года, заехав с большим количеством «даров» — Феогност выхлопотал особый ханский ярлык. По которому русским князьям объявлялась неподсудность светским властям — духовных лиц. Видимо, эпизоды какие-то были…:

«Если снова от кого на попы и на их люди слово (жалоба) придет, и ты бы им силы (насилия) не чинил никакие, спокойны бы были и о нас молитву творили».

При этом же Феогносте имел место показательный случай отлучения от церкви по политическим мотивам. В 1327 году Великий князь Александр Тверской поднял восстание против монгол. Бунт был подавлен коалиционными (степняки плюс москвичи) силами под рукой Ивана Калиты. Александр укрылся во Пскове, отказался приехать на ханский суд. Иван Калита по душам поговорил с предстоятелем Церкви, от святого причастия были отлучены… все псковичи и князь Александр. Вот так целый город был проклят церковью за отказ подчиниться приказу хана-мусульманина. Политика, понимаш…

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Поддерживали прямую связь с Ордой не только митрополиты, даже епископы. Дважды ходил в ханский шатер епископ ростовский Кирилл. В 1280 году епископ св. Игнатий тоже вторично посетил Орду, по поводу причта церковного. Какая-то возня была в то время внутрицерковная. После визита — митрополит отлучил Игнатия от службы, вскоре быстренько простил. Догадки есть, по чьему требованию?

В 1261 году была создана Сарайская православная Епархия. Тамошние епископы использовались ханами (в том числе) в политических целях. В 1279 году епископ Сарайский Феогност прибыл к византийскому императору, как посланец хана Менгу-Темира. В 1296 году епископ Измаил принял участие в съезде русских князей, что проходил под руководством ханских послов. Так сказать, освятить и благословить ордынские решения.

Этот сарайско-епархиальный «привод политики» существовал аж до 1462 года. Как стало ясно, что московские князья видели болт с левой резьбой на всей Орде, — сарайские епископы переехали в новую столицу. Обжили подмосковную усадьбу Крутицы, стали называться крутицкими.

Другая правда. Нужно быть объективным, попытаться понять: может быть на союз с Батыем Русская церковь пошла не от хорошей жизни? Ну давайте пробежимся по голым фактам, выводы прикинем…

  • 13 апреля 1204 года столица Константинополь (Царьград русских летописей) был взят в ходе IV крестового похода, жестоко разграблен. Базилевс бежал из Константинополя, колыбель православия распалась на ряд карликовых государств.
  • В 1204-1261 годах Константинополь стал столицей католической Латинской империи. Несомненное смятение в умах православных возникло по этому поводу.
  • Прозападные настроения в княжеской среде цветут пышным цветом, оплоты сближения с ейропами — в Галицко-Волынской земле и на северо-западе — в Новгородской земле. Активничают в междуусобице Рюриковичей Венгрия и Польша. Папские миссионеры-шпионы наводняют Русь (монах Юлиан во Владимире — самый красноречивый пример, явный разведчик, судя по отчетам).
  • В 1225 году рыцари Тевтонского ордена прибыли в Польшу для борьбы с язычниками-пруссами. Император священной Римской империи в 1226 году даровал рыцарям ордена право суверенитета над всеми захватываемыми там землями.
  • В 1232 году папа Римский Григорий IX призвал рыцарей другого ордена — Меченосцев (земли Прибалтики) — на борьбу с православием. В 1234 году князь Ярослав Всеволодович, предварительно изгнав из Новгорода представителей про-немецкой партии, вторгся в их владения под Дерптом, одержал громкую победу.
  • В 1237 году Тевтонский орден слился с остатками Ордена Меченосцев, расширил свои владения в Ливонии (современные Латвия-Эстония), напрямую подобрался к границам Новгорода. Подле западных земель Руси начало формироваться крайне агрессивное молодое государство (Великое княжество Литовское).
(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

И вот, в 1236 году на восточные границы Руси вышли монголы Батыя и Субэдэя. Могли рассматривать отцы православной Церкви возможный союз: католического Запада, прозападно настроенных русских князей и страшных степняков? Вполне. Потому что (в одиночку) монголы покорить Русь в принципе не могли — не тот театр боевых действий, где можно реализовать конницу массово с гарантированным успехом. А воевать с ушедшим в леса местным населением — ну-ну, были такие герои…. До них, и особенно после.

Думается, проблема политических раскладов «Русь — В. Булгария — все Европы — Ближний Восток» возникла задолго до 1236 года в умах монгольской верхушки. Выбор союзников, вот главный вопрос. Мирное сосуществование с соседями исключалось — папа Чингисхан скомандовал перед смертью «На Запад!». «Военная партия» Субэдэя строго следила за приготовлениями, военная машина Империи была запущена на полные обороты. Очевидных вариантов было два:

— в союзе с западными католическими странами напасть на Русь;
— в союзе с русскими нанести удар на Запад.

Почему именно так — не спрашивайте, никто не ответит. Только логика дальнейших событий говорит — именно в такой парадигме думали и действовали прагматичные политики типа Субэдэя. В случае войны против Руси (в союзе с Западом) — потом столкновение с католической Европой будет неминуемо. Вслед за Русью паписты займутся западным улусом Джучи. В таком сценарии убеждали войны крестоносцев в Палестине.

Не исключено, что какие-то ресурсы Русской земли будут брошены западноевропейцами против монголов. Так думалось монгольским стратегам.

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Трудности выбора. К великому народному сожалению — в Русской церкви были сильны традиции византийского государственного строительства. Столь греющую душу «многоходовочки» ромейские. Многослойные, коварные, продуманные тщательно, да чтоб чужими руками. Видимо, высшим церковным руководством было решено действовать по принципу: «кто нам мешает, тот нам и поможет».

Войско Батыя было решено использовать: во-первых — для успокоения и усмирения многочисленных Рюриковичей, превративших Русь в кубло кровавой междоусобной бойни. Во-вторых — против агрессивных западных католиков-соседей. Которые на юго-западе и возле Новгорода устроили знатную возню, примериваясь с помощью сочувствующих князюшек что-нибудь оторвать пожирнее…

Церковному высшему клиру нужен был сильный и боевитый союзник внутри Руси. Им стал князь Ярослав Всеволодович (папа Александра Невского). Люто ненавидевший католиков, орденскую экспансию, имеющий прочные родственные связи среди кочевников. Его первой женой была дочь половецкого хана, кто не в курсе. Наладить дипломатические мосты с Субэдэем через родню в Половецких Степях … не представляло никаких трудностей.

Стороны сумели договориться, судя по всему. Было ясное понимание необходимости совместных боевых действий против католической Европы. Поэтому монголы и решились на зимние походы. Вошли вглубь гибельного для любого другого захватчика — русский лес. Субэдэй-багатур и чингизиды не были добрыми альтруистами — расплачиваться за их «услуги» пришлось кровью и унижением непосвященных в тайны «сердечного соглашения».

Вот и вся логика. Монголы действовали как по-писаному. Сначала огнем прошлись по землям небольшой, но гордой и воинственной Рязани. Кстати, постоянного соперника владимиро-суздальских князей. Четыре грозные кампании против этих упрямцев было со времен Всеволода Большое Гнездо, только в 1207 году владимирцы смогли спалить Рязань дотла, срыть до основания стены.

Никто, понятное дело, к рязанцам с севера на помощь не пришел. Настал черед и их злейших врагов. Монголы сожгли Владимир, вырезали почти поголовно все потомство Великого князя Юрия Всеволодовича вместе с ним. Был расчищен путь к верховной власти для Ярослава Всеволодовича. Новгородцы просто откупились от монгол, при посредничестве своего бывшего друга — того же Ярослава Всеволодовича.

Ну а кто смог удержать русский народ от поголовного уничтожения Батыева войска — думайте сами…

-11

Читайте по теме: