Многое было написано о выступлении Майкла Джексона в перерыве матча игры NFL за Суперкубок в 1993 году. Игра за Суперкубок XXVII проходила 31 января на стадионе Rose Bowl в Пасадене, штат Калифорния, и широко признано, что Майкл изменил характер игры в перерыве между таймами и превратил его в победителя рейтингов.
Это стало, как выразился один писатель, выступлением, меняющим парадигму. Из интервью с людьми, которые были задействованы на сцене или за кулисами этого шоу, мы можем сделать вывод, почему Майкл Джексон согласился участвовать в 12-минутном выступлении на спортивном мероприятии, которым он мало интересовался. Король поп-музыки не увлекался соревновательными видами спорта, т.к. «они заставляют испытывать злость, мне это не нравится», - сказал он журналу Vibe в 2002 году. У NFL была определенная политика — они не платили гонорар исполнителям, выступающим в перерывах между играми. До 1993 года развлечения, предлагаемые лигой на ее главном показательном мероприятии, побуждали телевизионную аудиторию отключаться во время перерыва от трансляции игры, после чего часть аудитории не продолжала просмотр. Вряд ли спонсоры хотели тратить большие деньги на показ своих рекламных роликов во время телетрансляции. Чтобы бороться с этой тенденцией, NFL обратились к самому громкому имени в индустрии развлечений. Несмотря на то, что музыкальные критики начали принижать творчество Майкла с момента появления «гранжа» и других новых музыкальных стилей, альбом «Dangerous» имел огромный коммерческий успех, а специальная трансляция каналом HBO концерта Джексона в Бухаресте годом ранее (1992) установила рекорд как самая высокорейтинговая трансляция канала в то время.
После переговоров между NFL и руководством Джексона наконец была заключена сделка, согласно которой Лига и спонсор Frito-Lay пожертвовали 100 000 долларов в фонд Майкла Heal the World Foundation (HTW) и гарантировали поддержать кампанию фонда «Heal LA» в помощь детям из неблагополучных семей в районе Большого Лос-Анджелеса.
Исполнители, выступающие в перерыве между играми, обычно исполняли попурри из хитов, любимых публикой, и NFL это устраивало, особенно учитывая силу хитов Джексона. Но Майкл захотел использовать материал из нового альбома «Dangerous». Он сказал: «Билли Джин - это всего лишь мелодия, она ничего не значит. Это новый мир, и речь должна идти о том, чтобы исцелить его».
Один источник предполагал, что Джексон будет исполнять только «Heal the World» в течение всего перерыва шоу, но окончательный сет-лист, и его продуманное исполнение, стали открытием, Майкл и его гастролирующая группа репетировали это выступление целых 28 дней - вплоть до ночи перед игрой. Оглядываясь назад, мы можем рассматривать выступление на Суперкубке как мини-концерт «Dangerous», в котором Джексон сделал такое же эффектное вступление, выскочив из-под сцены, а затем остановившись неподвижно на минуту и 35 секунд («это примерно 15 миллионов долларов рекламного времени» по словам продюсера Дона Мишера, который признал, что это было похоже на «вечность»).
Затем Джексон исполнил короткое попурри из хитов: «Jam», «Billie Jean» и «Black or White» с сопровождающими их танцевальными номерами, а затем — «Heal the World» с вступительной речью: «Сегодня мы собрались вместе по всему миру, объединенные общей целью превратить планету в рай, наполненный радостью, пониманием и добром. Никто не должен страдать… особенно наши дети. На этот раз мы должны добиться успеха — для детей всего мира».
3500 детей в национальных и этнических костюмах присоединилась к Джексону на приподнятой платформе в центре стадиона, в то время как позади них был надут гигантский глобус. Когда на стадионе и на экранах телевизоров по всему миру зазвучала песня «Heal the World», зрители на стадионе подняли вверх карточки с мультяшными изображениями детей.
Песня «Heal the World» резюмировала послание Майкла того времени. Она была заглавной песней его благотворительного фонда, и была идеальной «песней для подпевки» публикой. «Heal the World» предшествовала ярости «They don't care about us» и тоске «Earth song», она была более счастливой и мягкой (один критик даже назвал ее «одной из самых слащавых песен Джексона»), подходящий для массовой аудитории (98 374 зрителей, присутствующих на игре, и 90 миллионов телезрителей), и завершающей перерыв игры на захватывающей, позитивной ноте.
Общепризнанно, что Майкл Джексон «спас» рейтинги игры за Суперкубок в перерыве между таймами, но спустя годы нам следует помнить, что это была самая большая платформа, которую Майкл мог использовать для продвижения своего фонда. Все его мировое турне «Dangerous» было направлено на помощь фонду HTW; именно по этой причине он снова отправился на гастроли после того, как объявил, что тур «Bad» станет для него последним. Майкл Джексон хотел не просто изменить игру, он хотел изменить мир. Суперкубок дал ему возможность навсегда запечатлеть свое послание в истории развлечений и NFL (в прямом эфире), а также в коллективном подсознании тех, кто был свидетелем этого выступления. Он точно знал, что делает и зачем.
«Он был мягким и тихим человеком», - говорит Дон Мишер. «Но когда он вышел на сцену, то стал генералом».
(с) Керри Хенниган, февраль 2018 г.