Найти тему

Кому не надо быть в бизнесе

Оглавление

Венера Камалова знает о проблемах предпринимателей не понаслышке. Бывший и.о. бизнес-омбудсмена Татарстана сейчас реализует масштабную республиканскую программу «Наш двор».

В беседе с TatCenter она рассказала, как восприняла резкий карьерный поворот, как относится к стереотипу «не женское это дело» и почему, работая на результат, учится ценить не только итог, но и сам процесс.

Кто не сумел приспособиться, тому и не надо быть в бизнесе

— В предпринимательской сфере вы стали профессиональным диагностом. Что сейчас главное в повестке для малого и среднего бизнеса (МСБ) Татарстана?

— Мне кажется, нам надо создавать свой средний класс, именно формировать МСБ как социальный костяк, не только экономический.

Я про цифры все очень хорошо понимаю: крупные предприятия — это локомотивы. Но у них есть ответственность не только в отношении жителей, но и в отношении малого и даже микробизнеса. Если они будут работать в связке, причем в правильной, не навязанной, то интеграция обернется синергией, и это будет полезно обеим сторонам. Эти механизмы взаимодействия надо находить, опять-таки не спускать сверху, а взращивать, выстраивать в самом процессе диалога.

Крупняки зачастую не хотят связываться с мелкашами, думая, что это больше возня, чем эффект. Но, на мой взгляд, они должны к этому взаимодействию относиться серьезно. На начальном этапе можно относиться к этому как к социальной нагрузке, но затем будет и экономический эффект.

И второй важный момент: появился и активно развивается особый пласт малого бизнеса — это сфера услуг, инфраструктура, связанная с обслуживанием. Пандемия, конечно, сильно повлияла, но она дала возможность проявиться тем предпринимателям, которые будут работать и дальше. Те, кто не выжил, не сумел приспособиться к меняющимся условиям, значит, им и не надо быть в бизнесе.

— В чем сила выживших?

— Сейчас мы вступили в период постоянных быстрых изменений, они будут происходить неизбежно и постоянно.

Не настанет время, когда мы скажем, что знаем, как планировать стратегию на ближайшие три года. Это уже невозможно.

Я, когда пришла на новую должность, планировала на три дня, максимум на неделю, но каждый день утром сама же меняла планы.

Микробизнес — самый уязвимый сегмент. Собственники на изменения должны реагировать молниеносно, быстрее других. На фоне последних событий выжившие компании МСБ окрепли и дальше должны наращивать силу. А потребность в их услугах была, есть и будет: люди поняли, что без сферы обслуживания очень некомфортно себя чувствуют. Так что сейчас именно те направления бизнеса, которые выжили, и надо развивать.

Однозначный тренд для МСБ — туризм

— Если говорить о конкретных сферах деятельности, какие направления наиболее перспективны для малого бизнеса?

— Однозначный тренд для нашей страны — это туризм и все, что с ним связано: общепит и обслуживание рядом с туристическими объектами, рассредоточение туристических потоков из Казани по территории республики.

Мы с ребятами нашей команды с семьями регулярно ездим по Татарстану и смотрим новые места. Знаете, что для меня самое обидное? Как правило, ни рубля там не можем потратить.

А причина в том, что нет инфраструктуры: негде выпить кофе, нет возможности сделать прогулку более комфортной для детей, чем-то их порадовать. Скажем, Камское Устье — место вообще не приспособлено для прогулок с детьми. Я в этом убедилась, когда поехала туда с четырехлетним сыном. Но почему бы не предложить какой-то сервис, не создать условия для семейного отдыха в этом популярном у татарстанцев и туристов месте?

У нас огромное поле для развития и работы. Туризм может стать локомотивом с точки зрения развития микробизнеса.

И в этой связи самозанятость — очень важная история. Крупные платформы, как Tutu.ru, например, создают специальные ресурсы, притягивающие самозанятых, потому что именно эти люди могут реализовать в чистом виде такие актуальные вещи, как авторские туры, новые маршруты, уникальные практики. Такой опыт становится очень востребованным: люди уже многое попробовали, и им хочется чего-то необычного.

— Если попробовать дать предпринимателям некие универсальные советы или установки, увязывающие практику и философский взгляд на вещи, что бы вы им сказали?

— Любовь к своему делу дает исключительные преимущества.

Очень много больших типовых продуктов, но запрос идет на индивидуализацию.

Если вы делаете что-то с любовью, то вам и по жизни приятно этим заниматься, и, во-вторых, вы создаете уникальный продукт, который точно будет востребован.

Так что совет простой: делай с любовью, и все получится. Мне в этом смысле очень нравится история, предложенная IKEA: я прихожу не за диваном, а за уютным просмотром фильма вместе со своими детьми на этом диване — вот это классный вариант продаж — я получаю эмоцию от покупки.

Венера Камалова убеждена, что если к делу относиться с любовью, то все получится
Венера Камалова убеждена, что если к делу относиться с любовью, то все получится

Полный вариант беседы с Венерой Камаловой читайте на нашем сайте