Не сознательность сдерживает большинство людей от претворения в жизнь низменных желаний (убить, насиловать, мучить, пытать, и проч.), а страх перед последующим наказанием.
Закон, большинство сдерживает только закон.
И чем он будет строже, чем больше начнут за совершения убийства тоже убивать, а за совершение перед личностью отрубать соответствующие части тела, тем больше будут бояться преступники подобного рода наказания.
Если бы легально продавали наркотики, многие не удержались бы чтобы их хоть раз не попробовать, а убедившись, что ряд т.н. наркотиков на самом деле не приводят к сильной зависимости, продолжили бы их употребление. Но наркотики официально запрещены, поэтому и наркоманов меньше.
Также, если бы разрешили насиловать и убивать кого хочешь, тот час бы начались массовые убийства и изнасилования.
В толпе всегда значительно легче устраивать безобразия.
Легче устраивать погромы, беспорядки, поджоги, массовые убийства. За это никто не осудит. Ведь виновника в данном случае как бы нет.
Виновны все. А значит никто.
И, зачастую, то, что возможно совершить толпой — невозможно в одиночку.
Причем каждый индивид чувствует за собой мощь толпы. И это только многократно увеличивает его силы и возможности. Владычество толпы всегда указывает на фазу варварства.
Цивилизация предполагает существование определенных правил, дисциплину, переход от инстинктивного к рациональному, предвидений будущего, более высокую степень культуры, а это все условия, которых толпа, предоставленная сама себе, никогда не могла осуществить.
Благодаря своей исключительно разрушающей силе, толпа действует, как микробы, ускоряющие разложение ослабленного организма.
Если здание какой-нибудь цивилизации подточено, то всегда толпа вызывает его падение, ведь масса производит на отдельного человека впечатление неограниченной мощи и непреодолимой опасности.
На мгновение она заменяет все человеческое общество, являющееся носителем авторитета, наказаний которого страшились и во имя которого себя столь ограничивали.
Совершенно очевидна опасность массе противоречить, и можно себя обезопасить, следуя окружающему тебя примеру.
Слушаясь нового авторитета индивид может выключить свою прежнюю совесть, предавшись при этом соблазну услады.
Поэтому не столь удивительно, если мы наблюдаем человека, в массе совершающего действия, от которых он в своих привычных условиях отвернулся бы.
Мы исходим из основного факта, что в отдельном индивиде, находящемся в массе, под ее влиянием часто происходят глубокие изменения его душевной деятельности.
Его аффективность чрезвычайно повышается, а его интеллектуальные достижения заметно понижаются, и оба процесса происходят в направлении уравнения себя с другими массовыми индивидами.
Этот результат может быть достигнут лишь в том случае, если индивид перестанет тормозить свойственные ему первичные позывы и откажется от удовлетворения своих склонностей привычным для него образом.
Нет сомнения, что у нас имеется тенденция впасть в тот аффект, признаки которого мы замечаем в другом человеке.
Так почему же мы поддаемся этому заражению в массе?
Приходится сказать, что это внушающее влияние массы; оно принуждает нас повиноваться тенденции подражания, оно индуцирует в нас аффект.
чемпион мира, тренер-психолог 3-х чемпионов мира, автор 250 книг