Найти тему
Zames Media

Школа выживания

Оглавление

Практически в каждой школе, а порой и в каждом классе, есть ученики, которые сталкиваются с насмешками и издевательствами. Школьная травля может продолжаться несколько лет, порой до самого окончания школы. Самое печальное, что в группе риска находится любой ребенок. Всегда может найтись другой, который захочет самоутвердиться за счет более слабого. Буллинг на Урале – не исключение, его жертвами становится все больше детей.

Статистика действительно пугает данными. 67% школьников за последний год хотя бы раз подвергались какому-либо виду травли в школе или сами выступали агрессорами. При этом 48% жертв молчали о том, что подвергаются унижению со стороны других учащихся. Около 30% школьников принимали равнодушную модель поведения, так как сами боялись стать изгоями.

В 2019 году в Санкт-Петербурге эксперты разработали анонимную анкету, где ученики пятых и девятых классов анонимно рассказывали ,есть ли издевательства в их школе. Оказалось, что 9% мальчиков и 5% девочек девятых классов подвергались побоям в школе, 17% и 11% пятиклассников соответственно страдали от оскорблений. Об унижении со стороны сверстников в социальных сетях сообщили 15% учеников пятого и 24% - девятого класса.

Изощрённые издевательства

Новости о насилии над сверстниками в СМИ появляются регулярно. Подростки глумятся над одноклассниками или младшими ребятами. Жительница Тюмени столкнулась с травлей в школе, где учится её двенадцатилетний сын. Ребёнка избивали одноклассники и выставляли видео в интернет. Они угрожали ему в переписке. «Там были такие оскорбления, каких я, взрослый человек, никогда не слышала. Мы были в шоке, что дети в возрасте 12–13 лет могут писать такое», - рассказывает мама ребенка.

В начале марта ещё одна тюменская школьница рассказала о побоях в школе. 15-летнюю Л. избили девушки, за то, что им не понравились её внешность и походка.

«Они предложили мне выйти за школьную ограду, чтобы не видели учителя и там разобраться. Я отказалась, но они все-таки подкараулили меня после уроков. Когда били, то одна из них всё снимала на телефон, постоянно повторяя, что покажет это всем в классе».

«Мы столкнулись с травлей в школе, когда мой ребенок учился в седьмом классе, - говорит Галина М. из Екатеринбурга. - До этого я думала, что такое может случиться только с теми, у кого есть проблемы. Я знала, что бывают случаи, когда подростки высмеивают одноклассников за немодный телефон или за очки, за картавость и т.д. Но мой сын ничем таким не выделялся. До этого всего хорошо дружил с ребятами и был общительным.

Но в какой-то момент я стала замечать, что он не хочет идти на уроки. Сначала списывала на проблемы со школьной программой и нежеланием учиться. А потом прочла переписку в открытом ноутбуке. Там ему писали такое хамство, что волосы встали дыбом.

И что самое ужасное, это были девочки! Но несмотря на это, я все равно не сразу признала, что это травля или буллинг, как сказал наш школьный психолог. Мне казалось, что они сами должны разобраться и стыдно, если заступаться за мальчика перед одноклассницами будет мама. Однако когда сын несколько раз сказал, что он бы лучше спрыгнул с крыши, чем жить так, то я забеспокоилась. В конечном счете, мы перешли в другую школу. Там все нормально. Со всеми детьми ровные отношения. Но бесследно это не прошло, конечно. Сын стал более замкнутым и неуверенным в себе».

Иногда после такого психологического и физического давления, подростки берутся за оружие. И это бывает не спонтанное решение.

Пора бить тревогу

Можно вспомнить трагедию в Пермском крае, которая потрясла многих. Девятиклассник, который окончил школу в прошлом году, подговорил своего друга и пришёл учебное заведение, в котором учился. Они напали на детей и их учительницу. Жертвами стали пятнадцать человек, двенадцать из них увезли в больницу. Молодой человек активно читал в соцсетях группы, рассказывающие о массовых убийствах в школах и гимназиях по всему миру. По данным краевого МВД, парень состоял на учёте в психоневрологическом диспансере.

Другой случай – в Красноярском крае. Там 15-летний подросток Павел К. пришёл к школе с ружьем, и четыре раза выстрелил рядом со входом, к счастью, никого не ранив. Всё случилось в обед. Как выяснилось, что школьник целенаправленно «шел мстить» однокласснику, который его доставал.

Екатеринбургская школьница рассказала о проблемах буллинга глазами подростка. Её подругу сделали изгоем в новой школе, но девочка даже не пыталась обратиться к родителям, с которыми не было тесных контактов. Она «зависала» в интернете. Так ей казалось надежней. Там нет родителей, вечно кричащих на тебя, нет гнобящих одноклассников, нет друзей, которые причиняют боль.

Школьница пишет: «Взрослые, спросите у своего ребёнка: «Гнобят ли тебя в школе?». В 90% случаев ребёнок ответит либо просто «Да», либо опишет огромное количество ситуаций, где ребята из класса били или унижали его. А остальные 10% промолчат. Скажут, что всё «ок», но на самом деле это не так».

Что из этого следует? Что родителям надо очень внимательно следить за своим ребёнком, и если вдруг начались какие-то особенности, не свойственные ранее, то следует бить тревогу. Если есть подозрение, что над ребенком в школе издеваются, родителям ни в коем случае нельзя ждать, пока «дети сами разберутся». Бездействие все больше развязывает руки агрессорам, они чувствуют свою безнаказанность. Бывает, что родители жалуются классному руководителю, надеясь, что он вмешается в ситуацию. И дело даже доходит до общего собрания, на котором присутствуют и родители детей, которые третируют одноклассника. И редко кто из родителей признается, что да, мой ребенок обижает других. Чаще наоборот, «мой ребенок не может, он не такой». Защита родителей придает ещё больше уверенности и вседозволенности агрессору.

Учитель в роли деспота

Павел Смирнов, один из адвокатов, к которому обратились родители, после того, как узнали, что над их сыном в школе попросту издевались, говорит, что для начала нужно собрать доказательства того, что травля и издевательства действительно имеют место: «Проверьте все соцсети и переписку ребенка, это не тот случай, когда нужно проявлять деликатность. Сделайте скриншоты переписки или комментариев. Не бойтесь зайти на все страницы обидчиков в соцсетях, Анализ аккаунтов покажет, в каких группах состоят обидчики, что постят, как разговаривают. Это поможет при составлении характеристики на абьюзера».

Он говорит - надо научить ребенка, если сверстники будут плевать на портфель или одежду, первым делом сделать фотографию этого, а потом уже вытирать. Если ему удастся включить диктофон или сделать видео, пусть сразу отправляет это родителям: «Это не частная жизнь, поэтому никакого нарушения здесь нет. Такие же съёмки ведут в любом присутственном месте».

Чтобы заставить школу разобраться в ситуации и прекратить травлю детей, с собранными доказательствами нужно обратиться для начала к классному родителю, школьному психологу, родителям детей обидчиков. Параллельно можно поискать хорошего юриста, если чувствуете, что ситуация сложная и агрессивная.

«Нужно обязательно обратиться к психологу, который даст заключение о психологическом состоянии ребенка - продолжает адвокат. - Но у него обязательно должна быть лицензия. Только при наличии лицензии, его заключение может быть рассмотрено в суде».

Детский психолог Марина Рыжова говорит: крайне важно незамедлительно создавать общественный резонанс: писать посты в соцсетях, классном и школьном чате, в СМИ, которые занимаются темой буллинга. «Чем больше привлечения внимания к теме, тем выше шансы, что обидчики не останутся безнаказанными» - комментирует эксперт.

Учителям и школьным психологам стоит быть всегда начеку и уметь вовремя рассмотреть признаки буллинга, отличать от детских шалостей. Важно объяснить детям, что это не просто противоправные действия, это преступление против личности.

Но самое страшное в этом явлении то, что в роли зачинщика может выступать не только одноклассник, но и учитель. К примеру, сельская школа в Свердловской области прославилась на всю Россию. Всему виной - самодурство учителя. Классный руководитель вручила ученикам грамоты, но тут же отобрала благодарность у одной из школьниц. Родители девочки не сдали 300 рублей на нужды класса — так педагог обосновала свои действия, причем публично. Инцидент случился ещё перед Новым годом, однако огласку получил совсем недавно. Теперь делом занимаются местные власти, а девочка вынуждена посещать психолога.

В одной из екатеринбургских школ стали травить брата и сестру, после того, как мама пожаловалась на антисанитарные условия в столовой. И это были не только школьники, учителя стали занижать оценки, настраивать одноклассников против детей. Родители были вынуждены перевести детей на домашнее обучение из-за травли в школе.

Психолог Анна Быкова советует: «Если сам учитель не принимает ребёнка, то велика вероятность, что класс его тоже не примет. Если буллинг в начальной школе разгорелся не по недосмотру, не от бессилия, а с молчаливого одобрения учителя, я бы посоветовала сменить учителя, перевести ребенка в параллельный класс. Потому что «насильно мил не будешь». Неприязнь все равно так или иначе будет проявляться, а в начальной школе детям важно быть любимыми, принятыми, поддержанными. Первый учитель — это очень значимый взрослый».

Увы, буллинг сегодня проник почти в каждую школу. Правда, говорить об этом, к сожалению, по-прежнему не принято.