Как ЕГЭ по истории и обществознанию становится не самым изощрённым средством государственной пропаганды, делятся историки и блогеры, проверяющие ЕГЭ.
Как в учебники по истории проникают мифы большевизма
В последние годы ЕГЭ по истории всё чаще становится зеркалом идеологий режима. Если в нулевых в работах по обществознанию тон задавали демократические настроения, то сегодня школьникам всё чаще предлагают объяснить преимущества стабильного государства, а свобода становится всё более абстрактным понятием. Задания по истории и обществознанию демонстрируют вектор на советскую историографию, а значит, доминируют советские трактовки исторических событий. Год от года тестирование составляют одни и те же люди с лояльной позицией, поэтому с каждым годом вопросы в ЕГЭ заставляют школьников занимать всё больше оценочную позицию, тем самым отдаляясь от научных фактов. Такого мнения придерживается историк Павел Пучков: он считает, что в области наблюдается кадровый застой, в команде составителей тестирования много лет ничего не меняется.
Блогер из Екатеринбурга serg07011972 опубликовал яркое тому подтверждение – задание о причинах сталинской коллективизации деревни в ЕГЭ-2020. К слову, объективными историческими причинами коллективизации считаются усиление классовой борьбы и неприятие крестьянства как потенциально враждебного класса, постоянно создающего капитализм. Вспомним доктринальные основы коммунизма, согласно которым крестьянство как стихийная среда должно было быть уничтожено, а на месте него сформирован закрепощённый аграрный пролетариат. В «Красной Звезде» № 18, статье, подписанной И. Сталиным, говорится следующее о коллективизации:
«В задачи коллективизации входило «вытеснить кулачество, как класс, сломить в открытом бою сопротивление этого класса и лишить его производственных источников существования и развития».
Но по версии Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) причины коллективизации таковы:
- В 1920-х советское руководство приняло курс на индустриализацию, требующую создания крупных коллективных хозяйств, чтобы обеспечить крупные города сельскохозяйственной продукцией. Однако вся крестьянская продукция шла на экспорт за копейки.
- В зажиточной части деревень начались хлебные стачки (не желающих продавать свой труд за копейки), что привело к ужесточению позиций власти к крестьянству.
- Среди крестьян были и те, кто поддерживал коллективизацию.
Вот так объясняется масштабная национальная катастрофа, «последствия которой не изжиты до сих пор, и которую впору называть Русским холокостом».
Блогер из Екатеринбурга приходит к выводу, что задания в ЕГЭ по истории всегда носили дискуссионный характер, в них можно было встретить море плюрализма. Но сегодня экзаменационные вопросы всё больше привязывают к советской историографии:
- Вопросы по предвоенному периоду перестали встречаться
- События XX века трактуются в старом советском ключе
- НЭП изображается нежизнеспособным, а индустриализация – неизбежным и объективным этапом
- Критики Хрущёва намного больше, чем критики Брежнева
- Развал СССР интерпретируется как геополитическая катастрофа
- Ельцинский период присутствует крайне схематично
- Период с 1999 года табуирован – по нему нет никаких вопросов.
Вред гласности
В 2020 году абитуриентам снова предложили подискутировать о вреде гласности – 13 июля в рамках экзаменационного задания нужно было привести от 2 аргументов, почему гласность усугубляет «кризисные явления в социально-политической обстановке в стране».
Вот так Советский союз, исчезнувший с карт мира 30 лет назад, оказался живее всех живых в умах многих людей, и пока советские мифы большевизма будут внедряться в головы подрастающих поколений, от него никуда не деться.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой YouTube канал!
Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал.
Читайте также:
✅ Назван самый бесполезный предмет в современной школе
✅ Чем колледж отличается от техникума и училища?
✅ Паломничество в колледжи и техникумы. Рабочие специальности как тренд вступительной кампании 2020