Понимание любви в каждую эпоху свое, в чем можно убедиться, читая трактаты разных времен об этом всеобъемлющем чувстве. Платон дал, например, античное представление о любви. А Лоренцо Пизано (1395—1470) рассказал о любви с точки зрения человека Эпохи Возрождения. Он был писателем и теологом, а свои рассуждения сопровождал отсылками к философам античности.
Его трактат называется «Диалоги о любви».
Стоит ли читать его современному человеку? Найдет ли он в этой книге что-то интересное для себя? Несомненно. Сочинение Пизано ясно демонстрирует тот факт, что в переходные эпохи в головах людей перемешаны старые и новые представления. Собственно, в этом и проявляется суть эпохи перемен.
Так, Пизано начинает свои рассуждения о любви достаточно банально, как это мог бы сделать любой средневековый мыслитель. Источник любви это Бог, любовь прежде всего должна выражаться в отказе от своекорыстия и чувственных желаний и проч.
Но, в отличие от схоластических трактовок любви, Пизано вдруг направляет ход своей мысли в неожиданную сторону. Разумеется, он цитирует Платона, а также Эмпедокла и Цицерона, но для обоснования своих выводов опирается прежде всего на Аристотеля, а именно на его учение о форме и материи, на положении о первичности материи.
Исходя из этой мысли, Пизано заявляет, что истоки любви материальны. Возникнув в первоматерии, любовь затем поднимается до интеллектуальных вершин.
«Обозревая все с единой точки, я считаю, что ничто существующее не лишено любви, даже нахожу, что и первоматерия не вовсе чужда любви и желания. Ведь будь она совершенно ничему не подобна и свободна от всякого влечения, невозможно было бы побудить ее к деянию и порождению. Итак, по справедливости и в согласии с мнением божественного Дионисия, и материи не чужд любовный зуд и стремление к благому и прекрасному», —
писал Лоренцо Пизано .
Таким образом, в учении этого мыслителя появляется идея гилозоизма, то есть того, что материальный мир - живой, одушевленный, чувствующий. И получается, что глубинным чувством такого мира является любовь.
Подобные мысли далеки от схоластики.
Интересно заметить, что Пизано связывает любовное чувство с эстетическим. Далее он рассуждает о «сладкой человеческой любви» и о том счастье и наслаждении, которые она приносит. Тут он на какое-то время забывает об Аристотеле и обращается к Платону, интерпретируя его понимание любви как того чувства, которое объединяет любящих духовно и интеллектуально, но вырастает из чувственного влечения.
И тут же у Пизано проявляется рационалистическая позиция, и он утверждает, что любовь должна быть освящена «неугасимым светом природного разума», в противном случае это не истинная любовь.
Интересно видеть, как у Пизано религиозное мышление сочетается с гилозоизмом и аристотелизмом, и как его мысль мечется между признанием ценности духовной любви и чувственного влечения, пытаясь найти гармонию в разуме.
"Первые семена и зачатки истинной любви находятся всегда в интеллекте, но пока они не сформируются, их согревает тепло воли".
Читайте еще на моем канале:
От "техники случая" к "человеку-технику": Хосе Ортега-и-Гассет
Как ваша вера в "авось" связана с внезапной оттепелью посреди зимы
Из блога мужа:
Как вы отнесетесь к бодипозитивной Золушке?