Найти тему
ЯМадама

Недолгая жизнь наивной мечты: как маленькая девочка хотела стать актрисой

Отправляюсь в очередное путешествие, на этот раз не в пространстве, а во времени: вспоминаю свой путь к  мечте 

Это была мечта – на все сто. Всем мечтам мечта.

В детстве я прекрасно декламировала стихи. Как тогда говорили: с выражением. Старшая сестра меня дрессировала: поставит на стул – выступай, как со сцены. Я и выступала. На утренниках в детском саду все сольные партии были мои.

Пошла в школу – стала читать приветствия на юбилеях партии и комсомола, съездах и конференциях: тогда такие мероприятия проводились с размахом. Я ещё росточком была с ноготочек, выглядело очаровательно: кнопка с бантами звонким голосом приветствует участников конференции! На весь зал без микрофона. Учителя отпускали с уроков, гладили по голове и умильно говорили: «Ты наша артистка!»

А я соглашалась. Я театр очень любила. Родители меня культурно развивали – сначала в кукольном театре, потом в драматическом. Вот и развили стремление к искусству.

Я своих детей тоже развиваю. В Театре куклы, актёра и маски "Арлекин"
Я своих детей тоже развиваю. В Театре куклы, актёра и маски "Арлекин"

И, конечно, мечтала сниматься в кино. Думала: вот иду я красивая талантливая по улице, а навстречу – режиссёр. Увидит меня и сразу ахнет. Талант-то не скроешь.

Только у нас в городе ни одной киностудии не было. Зато были заводы, а при заводах Дома и Дворцы Культуры. Вот я пошла в ближайший ДК накануне учебного года, да и записалась в театральную студию. Тогда так можно было – совершенно бесплатно заниматься чем захочешь. Занятия у нас, кстати, вела профессиональная актриса, пока в декрете с малышом сидела. Потом в театр устроилась в другом городе.

Завод – хозяин Дворца культуры – был богатый. Танки выпускал и трактора. И на базе Дворца вырастил не одно поколение славных самодеятельных коллективов. Относились ко всему серьёзно – декорации для нас художник рисовал. Костюмы тоже должны были шить, но к этому вопросу подходили творчески – запускали в огромную костюмерную, где бережно хранилось наследие прошлых лет: фраки и платья бальников, сарафаны и рубахи народников, костюмы невиданных зверей. С фантазийным подходом оформляли любой спектакль.

Как коллектив ДК мы принимали участие в мероприятиях. На новогодние праздники ставили спектакль для окрестных школ. Сначала дети водили хороводы вокруг ёлочки, а потом шли в зрительный зал смотреть представление. Спектакли у нас были каждый день, а иногда и по два. Как я теперь понимаю, серьёзная актёрская нагрузка. А уж накладок случалось – не пересказать.

День Русской Берёзки праздновался один раз – в начале лета, на Троицу. Праздник сохранили, название изменили – времена были суровые, атеистические. Главными героями праздника были девушка-Берёзка и парнишка-Клён – их играли солисты народного хора, а артисты представляли тёмные силы, сбивающие героев с истинного пути. Сюжет перемежался концертными номерами – участвовали все коллективы Дворца.

Когда я поступала в студию, была бойкой кнопочкой. А через год выросла – с подростками такое случается сплошь и рядом. Амплуа пришлось поменять – из травести в героиню. Но не лирическую, а характерную.

В первый год я играла зайчиков и белочек, а потом – Снегурочку, Бабу Ягу и Русалку: завлекала простодушного Клёна.

Я справа с метлой
Я справа с метлой

Но гораздо интереснее были другие роли. Наш коллектив каждый год готовил спектакли на Театральную весну – фестиваль детских театров проводили в каникулы. Мы даже выигрывали какие-то грамоты: их потом вывешивали в ДК, а нам давали сладости и игрушки. Какие места мы занимали – не помню, зато чаепития после премьеры незабываемы. Основная тема обсуждения – накладка, которая обязательно случалась в ходе спектакля. Но мы ж актёры, мы люди талантливые: обыграли, зритель не заметил.

В весенних постановках мой послужной список поинтереснее: Кошечка в «Трусохвостике» С. Михалкова, Клариче в постановке на сюжет К. Гоцци «Любовь к одному апельсину», Снежная королева в одноимённой сказке Шварца и (моя любимая роль) – Колючка в сказке Л. Устинова «Бочка мёда».

Оценить свою актёрскую игру мы, конечно, не могли. Ориентировались на публику: если реагируют – тянем мизансцену, импровизируем. Спектакль начинает жить тогда, когда его видят зрители. Помидорами ни разу не закидывали, только овациями))).

В нашей студии не все хотели быть профессиональными актёрами. Но некоторые мечтали. И коллектив назывался «Мечтатели».

Когда я заканчивала школу, актёрского факультета в нашем городе не было. Мой ровесник Влад уехал в Свердловск (тогда город ещё так назывался), поступил, закончил, работал в театре, но потом переквалифицировался в управдомы ведущие, а сейчас живёт на Кипре.

Ольга (на год младше) поступила в Иркутске, но не доучилась – вышла замуж, где сейчас – не знаю.

Юля была помладше, и в год её выпуска из школы в нашем институте культуры впервые набрали актёрский курс. Потом в городе открылись молодые театры, она стала актрисой, но из-за проблем со здоровьем оставила сцену.

Здесь не все - остальные на сцене
Здесь не все - остальные на сцене

А я поступать на актёрский даже не пыталась. Нет, я не изменила своей #мечте – просто к тому времени #мечту изменила.

#театральный клуб ямадама

#прожизнь ямадама