О работе автора в цехе по переработке урана и первых стальных реакторах Кирово-Чепецкого химического завода
Молодым специалистам для познания производства и его коллектива, лучшего способа, чем стажировка в смене, еще не придумано. Прибывших в цех 2 новичков-инженеров Гуськова А.М. и Иванова В.А., руководство цеха определило во «Второе производство» (переработка урана) и направило в смены. А.М. Гуськов стажировался в смене Павловой З.В. (Воронковой), а В.А. Иванов постигал навыки управления в смене Горшковой П.И. (Сушинцевой). Мы оба весьма благодарны руководителям этих смен за просвещение и опыт.
Первое, на что мы обратили внимание, в цехе работает слаженный, хорошо организованный коллектив. Каждый работник на своем месте знал, что делать и как делать. Неполадки, которые случались, устранялись без паники и суеты. Ощущалось четкое взаимодействие всех служб цеха. Бесспорно, в этом большая заслуга начальника цеха Эльского Владимира Никандровича и руководителей цеховых служб. В этот период трудно складывалась ситуация с технологами цеха. Технолог Сокольский М.Л. в январе 1950 года был переведен в цех 26. Начальник цеха Эльский В.Н. все обязанности технолога взял на себя. Пять месяцев должность технолога цеха оставалась вакантной. За это время В.Н.Эльский много сделал по стабилизации технологического процесса, экономного использования уранового сырья и драгметаллов. Из молодых специалистов сформировал, в оптимальном варианте, корпус начальников смен и мастеров, подготовил для выдвижения на должность технолога цеха А.И. Хлопкова, который в июле 1950 года был назначен на эту должность.
На производстве по переработке урана начальниками смен и мастерами работали молодые девушки, преимущественно выпускницы Сталинградского химико-технологического техникума.
Несколько лет на их хрупких плечах держалась вся работа сменного персонала. Лидерство среди сменных руководителей прочно удерживали опытные начальники смен З.В. Павлова (Воронкова), П.И. Горшкова (Сушинцева), П.С. Колесниченко (Комиссарова) и Г.И. Халяпина.
Слабым местом в технологической цепочке переработки урана был стальной реактор периодического действия, без перемешивания, с воздушным подогревом и охлаждением. Возможность регулирования температуры в реакторе была весьма ограничена. Положение осложнялось поступлением уранового сырья, не стабильного по химическому составу. Такие реакторы часто выходили из строя из-за прогаров, изнутри стального цилиндрического корпуса.
Огромная энергия фторирования первичного сырья находила локальный выход в перегреве корпуса реактора, инициировании его горения и плавления. Так, изнутри, на корпусе аппарата появлялись отдельные свищи и отверстия крупных размеров. С такими дефектами систему фторирования останавливали, реактор готовили к ремонту.
В книге 2 Уткина «Завод у двуречья» в статье «Методом проб и ошибок», стр. 68, неправильно показаны недостатки первой модели реактора и причины выхода его из строя. Причиной названо затвердение («козлование») реакционной массы при охлаждении. Однако, на охлаждение ставят только остановленный, отключенный реактор, для чистки и подготовки к ремонту.
Долго работать реакторам с воздушным регулированием температуры не пришлось. Проблемы не стало, когда по проекту инженера-конструктора Филатова Ю.К. был изготовлен и пущен в работу реактор непрерывного действия, отвечающий высоким требованиям переработки уранового сырья. Делалось это силами завода и цеха без остановки производства. Так прошла первая крупная реконструкция.
Иванов Виталий Александрович, из воспоминаний
#кирово-чепецк
#КЧХК
#обогащение урана СССР
#первые реакторы
#переработка урана СССР