Некоторое время назад мне удалось побывать в детском саду, и многие вещи, которые я там увидела, вызвали изумление и удивление, настолько подход к воспитанию подрастающего поколения отличался от нашего российского. С разрешения директора, немки по национальности, мне удалось сделать фотографии, но на них не будет детей, как она и просила.
Рядом со зданием есть небольшой сад, в котором дети проводят основную часть времени. То есть даже не как в российских детских садиках выходят на прогулку, а находятся почти постоянно, тут же моют руки из умывальника и даже едят, если погода позволяет. Это особенно важно в современных условиях! Часто в течение дня малыши бывают в здании, только если нужно сходить в туалет (спрашивают воспитателя и идут в его сопровождении).
Удивительно, но по словам директора, год назад на территории садика не было никакого оборудования, и то, что мы видим в настоящий момент -- результат работы самих детей и преподавателей. Первое, что появилось: вот такой игровой домик из природных материалов. Строили его вместе с детьми, а затем украшали крышу и площадку-цоколь домика.
Так как дети, которые ходят в сад, живут в городе, им важно привить любовь к природе, показать, как растут овощи и травы, которые затем появляются на столе. Поэтому в детском саду есть зона "Огород", там грядки, которые, кстати, дети тоже делали сами. У каждого воспитанника теперь -- своя делянка.
Самый масштабный проект занял несколько месяцев: создание детской площадки. Проект сначала обсуждали с ребятами, потом каждый малыш рисовал свои идеи, что должно быть, потом клеили макеты, корректировали их. На всю эту подготовительную работу ушло несколько месяцев! Как в настоящем архитектурном бюро ))) Затем пригласили дипломированного архитектора, и она воплотила все идеи и разработки в проект. Площадку собирали постепенно, рабочие работали днём и всё происходило на глазах у детей. Естественно, опасная зона была огорожена и никто на неё не допускался. Но посмотреть же интересно!
Получился вот такой домик на дереве!
Регулярно ребята выполняют не такие масштабные, но не менее интересные "проекты". Например, "цветочный забор".
Просто и удивительно красиво! Мешки с соломой прорезали в некоторых местах, и туда вложили горшки с цветами.
А вот тренажёры для развития чувства координации и ловкости.
Или например домик с "зелёной крышей". На канале я много пишу про серьёзную архитектуру этого направления, а тут вот такой игровой вариант.
Ну и напоследок -- стена, оформленная фрагментами битой керамики.
Чему учатся дети в этом саду? Прежде всего тому, что мир вокруг них создаётся ими самими, их трудом и фантазией.
Тут я вспомнила обязательные "субботники" в российском детском саду, когда приглашают родителей вскопать землю вокруг деревьев, покрасить беседки и нарисовать матрёшек, а дети потом приходят на всё готовенькое и только ломают и портят. Так какой же подход более правильный?
Дома-норы: безумная фантазия архитектора или комфортное жильё будущего?
Спираль в архитектуре как воплощение мировой гармонии.