Давеча выпала возможность за кампанию прокатиться с товарищем на завод по производству велосипедов в Китае. Получил, массу впечатлений поскольку до этого ни разу не был вообще ни на одном производстве в этой стране. Хотя нет, видел, как круассаны пекут у нас в городе.
Суть истории - некая российская региональная сеть по продаже спортивных товаров попросила у друга помощи в покупке нескольких сотен велосипедов для городской езды. Все мы знаем, что не только Россия, но и, вообще, весь мир пользуется Китаем как гигантской глобальной промбазой. Китай получает за свой труд твердую валюту, в ответ отгребает кучу проблем с экологией и т.д.
Фабрика располагалась в портовом городе Тяньцзинь в нескольких часах езды от Пекина. Корректнее было бы сказать фабрикИ , поскольку китайцы обожают кучковаться по кластерному принципу. Никакой тебе вражды, косых взглядов, боязни конкуренции. Общий принцип - работы на всех хватит. Поставь 1 ларек на трассе, тот обязательно сдохнет и закроется. Поставь 10 ларьков - начнут все останавливаться и работы хватит на всех. Тот же подход и здесь. Плюс коммунистическая партия обожает централизацию во всем, и здесь она явно пошла на пользу. Китайцы по многим категориям на мировом рынке велосипедов держат полный контроль.
Добрались мы на фабрику в августе 2020 обычным региональным перелетом в уже постковидной реальности. Маски, зеленые штрих коды, анкеты - все, что так бессмысленно занимает теперь наше время в путешествиях. Цель поездки - проверить качество продукции перед погрузкой в контейнер. Стандартная процедура в бизнесе логистическо-закупочных операторов, коих действует в стране миллион и тележка. Надо понимать, что отправке предшествовали 250 дней напряженной и не очень работы по выбору фабрики, согласования ТЗ, подписания документов, контроля исполнения и т.д. То есть мы уже заявились почти в конце пьесы.
В аэропорту нас встретил помощник босса, заместитель, вице-президент - китайцы весьма расплывчаты в определении своей роли на предприятии, особенно перед лицом иностранца. Затолкать пыли в глаза местной коммерческой моралью никак не возбраняется, а только приветствуется. Мы были откровенно не такие крупные заказчики, чтобы перед нами стелиться, но тут как раз таки имело место китайское "гуанси", означающее "связи" или процесс их наработки. Неважно, что сейчас ты заказываешь 1 контейнер, пройдет время разместишь заказ и на 100. По этой причине заказчику любого уровня на китайских фабриках отношение всегда трепетное. В общем, встретили нас на S-классе.
Приехав на завод, мы сразу попросили мини экскурсию, а позже склад для проверки партии к отгрузке. У конвейера какбэ случайно оказался владелец, который... и провел с нами все следующие 4 часа до самого отъезда. Важно, что перед этим по дороге "вице-король" цокал языком и жаловался, что шеф занят и не сможет нас встретить ни при каких условиях. Уверен, что такие вещи режиссируются, но в силу своей безобидности нас они не расстроили.
Шеф оказался бодрым 64 летним стариканом с крашеными волосами. Моложавый, со свежим лицом, умными глазами и энергией через край. Каждый день с раннего утра до позднего вечера на заводе. Отпуск? Пенсия? Нет, не слышали. Завод - его детище. Когда-то 30 лет назад свое первое предприятие он открыл в глубине страны в родном городе. Потом то ли землетрясение, то ли какой-то природный катаклизм заставил перебраться в другое место. Бизнес уже на том момент подрос, начали появляться иностранные клиенты, поэтому с прицелом на экспортные рынки решили сразу строиться поближе к порту. Собственно по новому заводу мы и прогуливались с "лаобанем" (боссом).
Завод был завален образцами и кастомизированными рамами для разных городов и компаний мира. 90% всей продукции идет на экспорт в более чем 50 стран. Производственная культура, хааспы, исо и т.д. Рабочие опрятные, никто без дела не слоняется, но огромной толпы народа нет - все максимально автоматизировано. В целом миф о том, что китайские заводы - это столбы вкопал, крышу поставил, нагнал из деревень людей за чашку риса и вперед работать - не подтвердился ни разу. Китай абсолютно заслуженно есть свой хлеб, как главная фабрика планеты. Они это заслужили, кропотливым каждодневным трудом.
Пообедали с шефом в местной столовой. Единственная привилегия для руководства - это то, что мы пришли после того, как смена поела и сидя за теми же столами спокойно пообщались в тишине. Хозяин фабрики не дрогнув накатил с нами литр холодного пива. Поскольку мы не планировали в городе ночевать и не было желания выходить куда-то в ресторан по традиции на вечернее церемониальное пьянство с клиентом, то решили старика уважить и от пива не отказались. Босс активно торговал на бирже акциями, прямо во время обеда показывая свой терминал с телефона - китайцы крайне азартный народ, поэтому факт сей встречается достаточно часто. Там где нет казино, можно и на бирже поделать ставки.
У фабриканта оказалось 2 дочери... Упс. Трагедия для материкового Китая. Но виду мужик не подал, ибо зятья согласились взять их семейную фамилию, что за скобками означало "в обмен на финансовое благополучие". Весьма распространенная традиция в китайских богатых семьях. Ладно, фиг с тобой - можешь жениться на моей дочери, нищеброд ты эдакий, но фамилию будь добр поменять на нашу. Ну, и ожидаемо, что вице-президент, встретивший нас в аэропорту одним из зятьев и оказался. Сюрприз. Всю встречу сидел безропотно и молчаливо, даже когда шеф рассказывал о том, как давал согласие на брак со своей дочерью.
Сам босс судя по всему пока бразды правления никому отдавать не собирался. Каждое утро 60 минут на гребном тренажере и к 07.00 на фабрику, что было похоже на правду. Так, что думаю, в ближайшие годы мы еще с ним встретимся. Пока же распрощавшись мы отбыли в сторону аэропорта. Вот такой короткий блиц визит на китайскую фабрику велосипедов. С партией все оказалось удачно, претензий по качеству не было. Дали мы добро, и фура повезли груз в сторону российской границы.
В следующей части расскажу о визите на китайский кондитерский завод. Подписывайтесь на канал и будем на связи.