Этот вопрос сложнее, чем кажется на первый взгляд и не терпит простых ответов. Слишком примитивен ответ: религия – это просто “опиум для народа”.
Сложность изучения религий состоит в том, что вообще гуманитарным наукам уделяется мало внимания в современном обществе. Т.е. в обществе потребления, где материальное благополучие ставится на первый план.
Изучение религии и идеологии связанно с изучением ментальности, а обращение к этому вопросу исследователей произошло недавно и связано с появлением школы “Анналов”.
Хотя отсчет в изучении сущности религии и идеологии можно вести, хоть с Платона (хотя он не оперировал этими понятиями), вопросами религии занималась средневековая философия. Меня умиляют средневековые споры “смеялся ли Христос в своей жизни?". Люди мыслили примитивно, но всё же пытались как-то осмыслить свое духовное бытие. А затем всё историческое развитие их духовности приходит к тому, что рождается Вольтер…
Более научно феномен религии осмыслили в XX веке Макс Вебер, Эмиль Дюркгейм, Марсель Мосс, Жорж Дюмезиль, Мирча Элиаде и Клод Леви-Строс. Религия не просто так с неба взялась. Это порождение неких глубинных структур. Она отражает социальное устройство общества (только в каком-то искаженном виде) или семейное (по Фрейду).
Почему вопросы религии и идеологии до сих пор важны? Ведь решили “опиум для народа”?
По сей день важнейшим мотиватором для великих свершений являются религия и идеология. В то же время религиозные различия и идеологические побуждают людей сражаться и убивать. Часто войны за обладание ресурсами прикрываются и обосновываются религиозными причинами и идеологическими различиями. “Пушечное мясо” гибнет защищая богатство корпораций и олигархов при этом думая, что они умирают во имя Родины и Бога.
Некоторые мыслители считают, что панацеей от религиозных войн является мысль о том, что все религии одинаковы, прививают единые общечеловеческие ценности, гуманность и т.п.
Во первых, единых ценностей нет (хотя некоторые считают, что есть и всякие исторические примеры и примеры современности им непонятны похоже), в одних обществах хорошо – одно, в других – другое, где-то даже нету понятий, слов в языке, чтобы обозначить важнейшие вещи для другой культуры.
Во-вторых, фраза “все религии одинаковы” отбивает охоту к изучению различных религий, их особенностей, их прекрасных различий, уникальность и многообразие…так стирается уникальность и многообразие народов, что является уже естественным процессом в наш век глобализации.
Различия стираются, а войны не утихают, поэтому в целом общественный прогресс тормозится, ведь лучше направить энергию на созидание, а не на разрушение (хотя некоторые считают, что войны это двигатель прогресса и в пользу этой точки зрения достаточно много аргументов). Народ будут использовать сильные мира сего в своих интересах, пока этот народ не осознает свои интересы…а осознанию интересов всегда помогало образование (с этим-то сложно поспорить).