- Папа, сделай, пожалуйста, мне домик, – говорит дочь своему отцу на садоогороде, наблюдая как папа старательно работает над теплицей.
- А из чего я тебе сделаю? – недоумевает отец.
- Вы с мамой купили новый холодильник, и огромная коробка осталась. Вы хотели её выбросить, а я попросила оставить. Ты положил её на балкон. А теперь я вспомнила, и очень хочу себе домик...
Думаю, что такие диалоги многие папы вели со своими дочерьми, да и с сыновьями тоже.
В детстве у нас тоже было нестерпимое желание мастерить себе шалашики, штабы, домики... Обустраивали в них какие-то удобства, приближённые к домашним. И играли во взрослую жизнь!
Что заставляет детей создавать для себя свой уголок? Что руководит ими при выборе материала, размеров, порядка обустройства внутри этого пространства? На эти и другие вопросы попробуем ответить с родительской позиции.
Впервые я задумался над этим вопросом, когда мы во дворе дома наблюдали, как дочь вместе с бабушкой мастерили из тонкой фанеры что-то напоминающее домик. Папа был занят другими хозяйственными делами, и бабушка оказалась для дочери подходящим партнёром для создания своего пространства. Там были какие-то полочки, зеркальце, посуда детская расставлена. Импровизированный приём бабушки в гости и чаепитие с пирожками из песка. После этого домика у дочери был мансардный вариант на новой просторной бане. Помню, как она могла по-долгу находиться в этом помещении абсолютно одна. Видимо, о чём-то ей мечталось, представлялось. Но она любила приглашать к себе в гости. Показывать, что у неё придумано новенькое, какие приспособления для чего используются. И так украдкой ждала одобрения, удивления и похвалы. Я лично в душе радовался, что у меня растёт будущая хозяйка своего дома. Потом появилась у дочери своя комната в новом доме, которая уже обустраивалась всерьёз и по-взрослому — с выбором обоев, штор с соответствующим рисунком и цветом и так далее. Вспоминаю и думаю, что все эти попытки и старания создать пространство под себя, под свои интересы были чем-то продиктованы! У сыновей такие строительства тоже были. Под столом-книжкой, под одеялом поверх прямоугольных подушек от дивана... Дедушка Витя своим внукам и внучкам смастерил отдельный домик, почти настоящий, где можно прятаться от дождя, играть в настольные игры и прочее.
И сейчас я понимаю, что все эти старания создать свой личный уголок, под себя, под свои интересы является не чем иным, как формированием личного пространства. Комфортного, безопасного, гармоничного для самого себя! Чтобы всё было построено под твои правила, под твои «хотелки», под твои потребности. Мне кажется, что именно поэтому каждому комфортно находиться именно у себя дома! И потому так тяжело мы переносим расставания с домом, или хуже того, его утрату!
Что-то мне подсказывает, что шведский программист и гейм-дизайнер Маркус Перссон, который в 2009 году создал популярнейшую компьютерную игру Minecraft, имел схожие мысли о личном пространстве у детей. Майнкрафт даёт в распоряжение игрока генерируемый и изменяемый трёхмерный мир, состоящий из кубиков. И этот мир можно свободно перестраивать, создавая из этих кубиков сложные сооружения. Но даже такие конструкторы (типа Лего) и виртуальные конструкторы (типа Майнкрафт) не сравнятся с настоящим домиком или шалашом, штабом или скворечником на дереве, которые строятся ребёнком своими руками, импровизируются детали проживания, преодоления бытовых и житейских трудностей.
Почему важно своему ребёнку давать шансы и возможности для создания своего личного пространства? Потому что с его помощью формируется личная ответственность. Ответственность за порядок в этом пространстве, за его сохранность, за усовершенствование его части или целого. Формируется также чувство собственности. Более глубокое, нежели иметь в собственности подаренный велосипед или скутер, смартфон или планшет. Здесь чувство собственности охватывает и поглощает создателя пространства целиком и полностью, так как его пространство — это он сам!