В погоне за величием внешнего вида и престижем государства, в церемониальной одежде многих народов Европы часто совсем не учитывалось ощущение тех, кто ее будет носить.
Это в полной мере относится и к свадебному наряду невест из дома Романовых, ниже я я приведу довольно циничное описание ощушений от ношения этой одежды, которые оставили младшие княжны дома Романовых, выходившие замуж в правление Николая II.
Но сначачала небольшое описание того, что собственно включал в себя этот наряд: невеста облачалась в платье-декольте из тяжелой серебряной парчи с длинным шлейфом, который несли придворные. Кроме того, поверх платья и шлейфа на плечах крепилась бархатная мантия с широкой и тяжелой пелериной из меха горностая.
Свадебный наряд дополняли коронные драгоценности, которые никому не принадлежали лично, но выдавались на момент свадьбы всем невестам дома Романовых. Эти драгоценности включали в себя бриллиантовую свадебную корону с бархатной подушечкой, массивное колье из крупных бриллиантов и диадему c большим розовым бриллиантом в центре. Кроме того бриллиантовые серьги, и браслеты.
Наиболее подробно свои ощущения от венчального наряда Романовых описала внучка Александра II великая княгиня Мария Павловна (младшая), которую в 1908 выдали замуж за шведского принца Вильгельма.
После легкого обеда она пошла одеваться к венчанию и сначала ничего не предвещало неприятностей: "(....)мое батистовое белье, отделанное валансьенскими кружевами, широкие накрахмаленные нижние юбки, туфли и чулки - все это было разложено на постели(...)".
Но далее начались приключения: "(...)я облачилось в платье из серебристой ткани, такое жесткое, что казалось оно сделано их картона(...)". Одеваться Марии Павловне помогали горничные, поскольку самостоятельно надеть это платье было невозможно.
Затем парикмахер причесал княжну и закрепил на ее волосах диадему, а корону на голову новобрачной водрузили уже придворные дамы, Мария Павловна отдельно отметила, что это были жены важных сановников (вероятно парикмахеру, как простолюдину, нельзя было прикасаться к короне).
Все эти массивные предметы были закреплены на волосах золотыми булавками, при этом Марии Павловне нельзя было сильно наклоняться и совершать резкие движения, тк тяжелые драгоценности могли соскочить или сползти с головы.
Далее настал черед мантии :"(...)наконец они возложили мне на плечи малиновую бархатную мантию с пелериной, отделанной мехом горностая и застегную огромной серебряной пряжкой. Кто то помог мне встать. я была готова... Я едва могла двигаться(...)". При этом Мария Павловна могла идти только по линии заданной направлением шлейфа платья и мантии и не могла смостоятельно поменять ход движения.
После сбора невесты в команту вошел Николай II и благословил невесту иконой, согласно ритуала Мария Павловна должна была встать на колени, с трудом она смогла опуститься, но встать самостоятельно, как она ни пыталась, у нее уже не получилось. Увидев этот конфузливый момент, Николай II немедленно положил икону и: "(...)взял меня под локоть и помог мне встать(...)".
Великий князь Александр Михайлович (внук Николая I) описал похожий момент, когда во время его свадьбы с Ксений Александровной (дочь Александра III) в 1894 году, невеста наклонилась к нему и прошептала: "(...)Я не могу дождаться минуты, когда можно будет избавиться от этого дурацкого платья(...)" и "(...)Мне кажется, что оно весит прямо пуды(...)".
Но, вернемся к Марии Павловне, после венчания в церкви начался парадный обед и поскольку наша героиня (по сравнению с прежними поколениями) отличалась уже здоровым цинизмом и большей свободой нравов, то она прямо за столом сняла надоевшие ей серьги: "(...)от серег у меня так болели уши, что в середине банкета я сняла их и повесила, к великому изумлению императора, на край стакана, стоявшего передо мной(...)."
Достаточно комичным было и прощание с Николаем II: "(...)Мой реверанс, когда мы расставались с императором, был особенно глубок, настоящий подвиг; потребовавший удерживать в рановесии диадему, кружевную вуаль и платье из серебристой ткани(...)".
Наконец молодых супругов отвезли в Александровский дворец, где для них были приготовлены апартаменты. Пришла горничная и помогла Марии Павловне снять эти "бронированные доспехи", вот как молодая жена описывала свое состояние в этот момент: "(...)у меня болела голова, а от веса свадебного платья на плечах остались темно синие кровоподтеки(...)".
Все это прямо таки вызывает какие то прямые ассоциации с нарядом Маргариты на балу у Воланда в романе Булгакова, но возможно эксцентричная Мария Павловна, немного преувеличила.
Следует добавить, что сражу же после свадьбы, специальная служба забрала коронные бриллианты обратно в Зимний дворец.
А здесь можно узнать, как уже повзрослевшая Мария Павловна прятала свои бриллианты от большевиков
Дорогие друзья, если вам понравилась статья, пожалуйста лайкните ее и добавляйтесь в подписчики. Спасибо!