Найти в Дзене
Garden of Eden

Северный Кипр: избранный татарин, антифедералист и союзник Эрдогана

На недавних президентских выборах на северном Кипре победил Эрсин Татар, правоцентристский кандидат, антифедералист и считающийся близким к Реджепу Тайипу Эрдогану. Победа, которая снова ставит под сомнение дипломатические усилия по воссоединению острова, разделенного с 1974 года.

Решение о возобновлении работы некоторых районов Вароши было принято премьер-министром Эрсином Татаром 8 октября 2020 года, всего через несколько дней после выборов, на которых он победил, став новым президентом Турецкой республики Северного Кипра. Татар сообщил о своем намерении вновь открыть Варошу, находясь в Анкаре для встречи с Эрдоганом.

Полностью поддерживая идею Татара, Эрдоган прямо напомнил киприотам, кто его любимый кандидат на выборах. После получения относительного большинства в первом туре выборов Эрсин Татар не победил в голосовании, но с 51,7% голосов ему удалось обойти Мустафу Акынджи, уходящего президента.

Татар и Акынджи - два совершенно разных политика. Новоизбранный президент происходит от правоцентристского толка, всегда выступал за решение кипрского вопроса на основе существования двух отдельных государств. Он движется в полном согласии с Эрдоганом и считает Турцию родиной всех киприотов-турок. Именно по этому поводу Мустафа Акынджи вступил в конфликт с Эрдоганом пять лет назад, когда после того, как он был избран президентом, набрав более 60% голосов, он выразил свое намерение действовать с определенной независимостью от Анкары, оставаясь с Турцией.

Во время своего пятилетнего президентства Мустафа Акинджи поддерживал проблемные отношения с Эрдоганом, пытаясь пойти по пути федерального решения по воссоединению Кипра. Однако переговоры, проводившиеся вместе с президентом киприотов-греков Никосом Анастасиадисом, прервались в 2017 году, и вполне вероятно, что многие киприоты-турки в пользу федерального решения для Кипра, решили не возобновлять поддержку Акынджи на президентских выборах в этом году.

После голосования Акынджи признал поражение, но осудил вмешательство Анкары в избирательную кампанию, упомянув об угрозах, в том числе его семье, со стороны людей которые приказали ему отказаться от предвыборной гонки.

Празднование победы Эрсина Татара сопровождалось османскими фанфарами и турецкими националистическими песнями, которые часами эхом разносились по улицам Лефкоша. Новый президент также победил благодаря твердой поддержке районов северного Кипра, населенных турецкими гражданами проживающими на острове, что составляет около одной трети избирательного бассейна. В первую неделю своего президентства Татарин подтвердил свою антифедералистскую позицию, заявив после присяги: «На Кипре есть два отдельных государства».

Поддержка Татаром сохранения раздела острова также опирается на сильные националистические настроения, которые президент уже подтверждал в прошлом. Тогда он заявлял: «Мы совершенно не думаем, что по прошествии всех этих лет мы должны объединиться в федеративную республику, в которой греки будут править турками-киприотами. Мы никогда этого не примем ».

Это позиция, с которой вскоре придется столкнуться Генеральному секретарю ООН Антониу Гутерришу, который перед выборами неофициально выразил свое намерение как можно скорее возобновить переговоры по урегулированию на Кипре на основе резолюций ООН. Частичное открытие «призрачного» района Вароши было принято татарином, когда он еще не был президентом , а это уже представляет собой нарушение двух резолюций Организации Объединенных Наций, согласно которому этот район должен быть передан под управление ООН, а не под управлением киприотов-турок в качестве разменной монеты.

С другой стороны, отношения между новым президентством и Европейским союзом, частью которого является южная часть Кипра и от которых татарин заявил, что он абсолютно ничего не ожидает, что они не существуют и по крайней мере, проблематичны.

Помимо Турции Эрдогана, вполне вероятно, что татарская администрация вскоре установит хорошие отношения за границей только с единственным европейским государством, которое недавно решило выйти из ЕС: Великобританией Бориса Джонсона.

-2

"Мы всегда должны двигаться вместе с Турцией", - сказал Татар в интервью после вступления в должность президента, - "особенно после недавнего открытия углеводородов, ведь это будет важно для будущего нашей страны". Неудивительно, что новый президент сразу же поддержал Анкару в энергетическом матче, который разыгрывается в восточном Средиземноморье и который летом вызвал сильную напряженность между Турцией и Грецией, нарушив хрупкое равновесие, которое регулирует ЕС.

Проблема энергоресурсов у берегов Кипра не нова и затрагивает многих игроков, но Турция Эрдогана в последнее время показала, что она настойчиво хочет положить конец этой игре. Соглашение об управлении углеводородами абсолютно необходимо и именно здесь будут сосредоточены следующие дипломатические усилия.